скачать PDF

Аннотация

Манефон Севеннитский – один из наиболее ярких представителей жречества эллинистического Египта. Хотя о нем сохранились некоторые сведения в античной традиции, крайне мало известно о его месте и роли в египетской жреческой корпорации, особенно о египетской составляющей его жизни, в частности, о египетском варианте его имени. Автор статьи анализирует деятельность жреца Манефона. Внутри жреческой корпорации выделяются три основные категории жречества по характеру их отношения к Птолемеям, царям новой чужеземной династии: 1) лица, не проявлявшие лояльности к ним, 2) лица, поддерживавшие царей, но не принимавшие активного участия в деятельности по легитимации власти новой династии и 3) лица, активно поддерживающие царей, инициируя формы их пропаганды. Автор относит Манефона к третьей категории жрецов: тот активно участвовал в мероприятиях по укреплению легитимности правящей династии, являлся одним из создателей культа Сараписа и в своем историческом труде Αἰγυπτιακά доказывал, что представители новой династии Птолемеев наделены сакральной царственностью. О конкретной деятельности Манефона в качестве египетского жреца сложно сказать что-то определенно. Автор полагает, что, вероятнее всего, Манефон был жрецом храмов в Севенните и Гелиополе.

Ключевые слова

Древний Египет, эллинизм, Птолемеи, Манефон Севеннитский, жречество, царский культ.

Михаил Сергеевич Апенко – аспирант кафедры истории древнего мира МГУ им. М.В. Ломоносова, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Berg, B. 1973: An Early Source of the Alexander Romance. GRBS 14, 381–387.

Blöbaum, A.I. 2006: “Denn ich bin ein König, der Maat liebt”: Herrscherlegitimation im spätzeitlichen Ägypten. Aachen.

Briant, Р. 1982: Rois, tributs et paysans. Etudes sur les formations tributaires du Моyen–Orient allcien. Рaris.

Caneva, S.G. 2014: From Alexander to the Theoi Adelphoi: Foundation and Legitimation of a Dynasty. Leuven.

Černy, J. 1941: Il MAN–copto e l’etimologia del nome di Manetone. In:: sine nomine (Hrsg.), Miscellanea Gregoriana: raccolta di scritti pubblicati nel I centenario dalla fondazione del Pont. Museo Egizio (1839–1939) (Monumenti vaticani di archeologia e d’arte 6). Vatikanstadt, 57–61.

Chevereau, P. 1985: Prosopographie des cadres militaires égyptiens de Basse Époque. Paris.

Collier, S. 1996: The Crowns of Pharaoh: Their Development and Signifi cance in Ancient Egyptian Kingship. Los Angeles.

Daumas, F. 1952: Les moyens d’expression du Grec et de l’Égyptien comparés dans les decrets de Canope et de Memphis. Le Caire.

Demidchik, A.E. 2005: Besymyannaya piramida. Gosudarstvenya doktrina drevneeyegipetsloy monarkhii [A Nameless Pyramid: The State Doctrine of the Ancient Egyptian Heracleopolitan Monarchy]. Saint Petersburg.

Демидчик, A.E. 2005: Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб.

Derchain, Ph. 1997: Die antiken Skulpturen in Chatsworth. (moniumenta Artis Romanae 26). Mayence.

Dillery, J. 2015: Clio’s Other Sons: Berossus and Manetho, with an afterword on Demetrius. Ann Arbor.

El-Masry, Y., Altenmuller, H., Thissen, H.J. 2012: Das Synodaldekret von Alexandria aus dem Jahre 243 v. Chr. Hamburg.

Fischer-Bovet, C. 2014: Army and Society in Ptolemaic Egypt (Armies of the Ancient World). Cambridge.

Gorre, G. 2009a: Les rélations du clergé égyptien et des Lagides d’après les sources privées. Leuven.

Gorre, G. 2009b: Nectanébo-le-faucon et la dynastie lagide. AS 39, 55–69.

Gorre, G., Veisse, A. 2020: Birth and disappearance of the priestly synods in the time of the Ptolemies. In:: G. Gorre, St. Wackenier (eds.), Quand la fortune du royaume ne dépend pas de la vertu du prince: Un renforcement de la monarchie lagide de Ptolémée VI à Ptolémée X (169–88 av. J.–C.)? Leuven, 113–140.

Griffiths, J.G. 1970: Plutarch’s De Iside et Osiride. Cambridge.

Guermeuer, I. 2003: Rev: Derchain Ph. Les impondérables de l’hellénisation. Turhout, 2000. BiOr 60, N 3–4. Col. 327–340.

Helck, W. 1974: Die altägyptische Gaue (Beihefte zum Tübinger Atlas des vorderen Orients, Reihe B, 42). Wiesbaden.

Helck, W. 1977: Hatia. In:: W. Helck, E. Otto (Hrsg.), Lexikon der Ägyptologie. Bd. II. Wiesbaden, 1042.

Huß, W. 1991: Die in ptolemaiischen Zeit verfaßten Synodal–Dekreten der ägyptischen Priester. ZPE 88, 189–208.

Huss, W. 2001: Ägypten in der hellenistischen Zeit, 332–30 v. Chr. München.

Kees, H. 1914: Das Felsheiligtum des Min bei Achmim. RT 36, 51–56.

Kroll, W. 1926: Historia Alexandri Magni. Berlin.

Kuhlman, K.P. 1979: Der Felstempel des Eje bei Achmim. MDAIK 35, 165–189.

Kurth, D. 1986: Thot. In:: W. Helck, E. Otto (Hrsg.), Lexikon der Ägyptologie. Bd. VI. Wiesbaden, 497–523.

Ladynin, I.A. 2009: “Sokoly-Nektaneby”. Skulpturnye izobrazheniya Nektaneba II pered bogom Khorom i ikh kontseptsiya [“Nectanebos-The Falcons”: sculpture images of Nectanebo II before the god Horus and their concept]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 4, 3–26.

Ладынин, И.А. 2009: «Соколы-Нектанебы»: Скульптурные изображения Нектанеба II перед богом Хором и их концепция. ВДИ 4, 3–26.

Ladynin, I.A. 2015: Grobnitsa Petosirisa v Tuna–el–Gebel i eye “mir–dvoynik”: k vozmozhnoy interpretatsii pamyatnika v svete nastroeniy egipetskoy elity v nachale ellinisticheskogo vremeni [The Tomb of Petosiris at Tuna El–Gebel and Its “World of Doubles”: An Interpretation of the Monument in the Light of the Egyptian Elite’s Moods of the Early Hellenistic Time]. Vostok [Oriens] 5, 48–64.

Ладынин, И.А. 2015: Гробница Петосириса в Туна эль-Гебель и ее «мир–двойник»: к возможной интерпретации памятника в свете настроений египетской элиты в начале эллинистического времени. Восток 5, 48–64.

Ladynin, I.A. 2016: Dinasticheskiy kul’t i eponimnoe zhrechestvo Ptolemeev [The dynastic cult and the eponimous priesthood of the Ptolemies]. In:: S.Yu. Saprykin, I.A. Ladynin (eds.), “Bogi sredi ludey”: kul’t praviteley v ellinisticheskom, postellinisticheskom i rimskom mire [‘Gods among Men’: The Rulers’ Cult in the Hellenistic, Post–Hellenistic and Roman World]. Moscow, 265–312.

Ладынин, И.А. 2016: Династический культ и эпонимное жречество Птолемеев. В кн.: С.Ю. Сапрыкин, И.А. Ладынин (ред.), «Боги среди людей»: культ правителей в эллинистическом, постэллинистическом и римском мире. М., 265–312.

Ladynin, I.A. 2017: “Snova pravit Egipet!” Nachalo ellinisticheskogo vremeni v kontseptsiyakh i konstruktakh pozdneegipetskikh istoriografi i i propagandy. [‘Egypt Rules Again!’ The Start of the Hellenistic Period in the Concepts and Constructs of Late Egyptian Historiography and Propaganda]. Saint–Petersburg.

Ладынин, И.А. 2017: «Снова правит Египет!» Начало эллинистического времени в концепциях и конструктах позднеегипетских историографии и пропаганды. СПб.

Ladynin, I.A., Nemirovskiy, A.A. 2018: Manefon i ego trud v novom monografi cheskom issledovanii J. Dillery. Clio’s Other Sons. Berossus and Manetho. A Discussion of the First Written Histories of Babylon and Egypt. Ann Arbor, 2015. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2, 1032–1052.

Ладынин, И.А., Немировский, А.А. 2018: Манефон и его труд в новом монографическом исследовании. J. Dillery. Clio’s Other Sons. Berossus and Manetho. A Discussion of the First Written Histories of Babylon and Egypt. Ann Arbor, 2015. ВДИ 2, 1032–1052.

Lang, Ph. 2013: Medicine and Society in Ptolemaic Egypt. Leiden.

Laqueur, R. 1928: Manethon. In: Au. Pauly, G. Wissowa, W. Kroll, K. Witte, K. Mittelhaus, K. Ziegler (Hrsg.), Paulys Real–Enzyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. 27. Stuttgart, 1060–1101.

Lepsius, R. 1849: Die Chronologie der Aegypter. Berlin.

Liddell, H.G., Scott, R., Jones, H.S., McKenzie, R. (eds.) 1996: A Greek–English Lexicon. Oxford.

Lorton, D. 1974: Rev: Reiser E. Der kö nigliche Harim im alten Ä gypten und seine Verwaltung. Wien, 1972. JARCE 11, 98–101.

Manning, J.G. 2010: The Last Pharaohs: Egypt Under the Ptolemies, 305–30 BC. Princeton.

Minas, M. 2000: Die hieroglyphischen Ahnenreihen der ptolemäischen Könige. Ein Vergleich mit den Titeln der eponymen Priester in den griechischen und demotischen Papyri. Mainz.

Mosshammer, A.A. 1984: Georgii Syncelli Ecloga chronographica. Leipzig.

Moyer, I. 2011: Egypt and the limits of Hellenism. Cambridge.

Nillson, M. 2010: The Crown of Arsinoe. The creation and development of an imagery of authority. Gothenburg.

Panov, M.V. 2017: Istochniki po istorii zhrecheskikh semey Memfi sa i Letopolya v pozdniy period. [Documents on the History of the Priestly Families from Memphis and Letopolis in the Late Period]. Novosibirsk.

Панов, М.В. 2017: Источники по истории жреческих семей Мемфиса и Летополя в поздний период. Новосибирск.

Pfeiffer, St. 2008: The God Serapis, His Cult and the Beginnings of the Ruler Cult in Ptolemaic Egypt. In: P. McKechnie, Ph. Guillaume (eds.), Ptolemy II and His World. Leiden, 387–408.

Quaegebeur, J. 1989: The Egyptian Clergy and the Cult of the Ptolemaic Dynasty. AS 20, 93– 116.

Quaegebeur, J. 1995: À la recherche du haut clergé thébain à l’ époque gréco–romaine. In:: S.P. Vleeming (ed.), Hundred–gated Thebes: Acts of a colloquium on Thebes and the Theban area in the Graeco–Roman period. Leiden, 139 –162.

Redford, D. 1986a: Pharaonic King-Lists, Annals and Day-Books – A Contribution to the Study of the Egyptian Sence of History. Mississauga.

Redford, D. 1986b: B The Name Manetho. In: L.H. Lesko (Hrsg.) Egyptological Studies in Honor of Richard A. Parker. Hannover, London, 118–121.

Reymond, E.A. 1981: From the Records of a Priestly Family from Memphis. V1. Wiesbaden.

Rössler–Köhler, U. 1991: Individuelle Haltungen zum ägyptischen Königtum der Spätzeit: Private Quellenund ihre Königswertung im Spannungsfeld zwischen Erwartung und Erfahrung.

Harrassowitz, XIV (Göttinger Orientforschungen. IV. Reihe: Ägypten; 21). Wiesbaden.

Speyer, W. 1971: Die literarische Fälschung im heidnischen und christlichen Altertum: ein Versuch ihrer Deutung. Bd. I, 2 Munich.

Spiegelberg, W. 1928: Der Name Manetho, OLZ 31, 145–148.

Struve, V.V. 2003: Manefon i ego vremya [Manetho and his time]. Saint Petersburg.

Струве, В.В 2003: Манефон и его время. СПб.

Thissen, H.J. 1987: Der Name Manetho. Enchoria 15, 93–96.

Turayev, B.A. 1898: Bog Tot. Opyt issledovaniya v oblasti istorii drevneegipetskoy kultury [God

Thoth. An Attempt of Study in the Field of the Ancient Egyptian Culture]. Leipzig.

Тураев, Б.А. 1898: Бог Тот. Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры. Лейпциг.

Turner, E.G.M., Lenger, Th. 1955: The Hibeh Papyri, Part II. Edited with translation and notes. London.

Waddell, W.G. 1980: Manetho. With an English translation by W.G. Waddell. Cambridge, London.

Welles, C.B. 1970: The role of the Egyptians under the First Ptolemies. In: D.H. Samuel (ed.), Proceedings of the Twelfth International Congress of Papyrology. Ann Arbor, 13–17 August 1968. Toronto, 505–510.

Winter, E. 1978: Der Herrscherkult in den ägyptischen Ptolemäertempeln. In: H. Maehler (Hrsg.), Das ptolemäische Ägypten: Akten des Internationalen Symposions, 27–29. September 1976 in Berlin. Mainz, 147–160.