Аннотация
В статье представлены результаты реконструкции образов двух «одноименных» евангельских персонажей – Лазаря Четверодневного и Лазаря-нищего. Никак не связанные друг с другом событийно и рождающиеся в разных контекстах – «псевдо»-реальном и притчевом, они перекликаются на уровне символическом – уровне глубинных смыслов, в совокупности формирующих религиозную картину мира. Материалом для реконструкции послужили созданные на восточнославянской почве письменные памятники раннего Средневековья, ретранслирующие в славянскую модель мира новую для нее систему ценностей, иное мировосприятие. Лазарь Четверодневный, он же – Святой, Праведный, наделяется чертами реальной личности и в исторической перспективе становится значимым для христианства символом веры в Христа, веры во всеобщее воскресение. Персонаж притчи Лазарь-нищий являет собой образец страдания и смирения, которые будут вознаграждены после воскресения. Рожденные воображением разных авторов – евангелистов Иоанна и Луки, уже в евангелиях-апракосах два Лазаря обнаруживают тенденцию к взаимному проецированию, что объективируется ставшими устойчивыми в русской языковой картине мира сверхсловными единицами. Дошедшие до нас памятники играют огромную роль в понимании новозаветного текста. И в этом случае наибольший интерес для исследователя представляют наблюдаемые трансформации новозаветных образов, детерминированные новой для них «средой обитания» – культурой принимающего новую для себя картину мира этноса.
Ключевые слова
Лазарь четверодневный, нищий Лазарь, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна, древние славянские тексты, картина мира.
Аверкий (Таушев), архиепископ 2006: Четвероевангелие. Руководство к чтению Священного Писания Нового Завета. М.
Ашукин, Н.С., Ашукина, М.Г. 1966: Крылатые слова. М.
Бирих, А.К., Мокиенко, В.М., Степанова, Л.И. 2001: Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб.
Камчатнова, Ю.Б. 2014: О выражении «наобум лазаря». Вестник литературного института им. А.М. Горького 1, 10–19.
Лопухин, А.П. (ред.) 2007: Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. Т. 1–2. Новый завет. М.
Лосева, О.В. 2001а: Русские месяцесловы XI–XIV вв. М.
Лосева, О.В. 2001б: Периодизация древнерусских месяцесловов XI–XIV вв. Древняя Русь. Вопросы медиевистики 4, 15-36.
Михин, А.Н., Шулежкова, С.Г. 2014: Сверхсловные наименования персонажей, упоминаемых в Остромировом Евангелии, как объект описания в словаре. ПИФК 3, 90–92.
Мокиенко, В.М., Лилич, Г.А., Трофимкина, О.И. 2010: Толковый словарь библейских выражений и слов: ок. 2000 ед. М.
Чурилина, Л.Н. 2015: Эпистемологический статус метафоры: метафора как инструмент формирования религиозного сознания. В кн.: Е.В. Грудева (ред.). Философия языка и язык философии. Новосибирск.
Шулежкова, С.Г. (гл. ред.) 2013: Формирование концептосферы восточнославянского этноса на ранних этапах становления государственности. М.
Шулежкова, С.Г. (ред.) 2014: Индекс устойчивых словесных комплексов Остромирова евангелия. Магнитогорск.