скачать PDF

Аннотация

В статье исследуется государственная поддержка военных сирот в Афинах. Напрашивается ее связь с развитием афинской демократии, хотя у некоторых античных авторов встречаются указания на то, что общественное попечение о различных нуждающихся в защите и помощи категориях населения – давняя афинская традиция, истоки которой уходят в эпоху архаики. Не исключена возможность, что какая-то государственная благотворительность по отношению к некоторым уязвимым социальным слоям действительно была во времена Солона и Писистрата, но она носила случайный и выборочный характер. Мы можем лишь строить предположения о времени появления в Афинах закона о помощи военным сиротам, но во времена Перикла это уже устоявшаяся практика. В источниках определенно указывается на то, что попечение о сиротах продолжалось до их возмужалости, а по достижении совершеннолетия юные сироты в Афинах и некоторых других греческих полисах снабжались за государственный счет паноплией. Некоторые исследователи, ссылаясь на Эсхина (III, 154–155), полагают, что после середины IV в. до н.э. программа господдержки сирот была свернута, но нам этот вывод кажется чересчур радикальным. В статье затрагивается сюжет, связанный с декретом и процессом Феозотида, и отвергается гипотеза С. Помрой о том, что в псефизме Феозотида могли быть упомянуты и девочки по примеру фасосского и родосского декретов об обеспечении незамужних дочерей павших приданым. Делается вывод: у нас нет свидетельств, что государственная поддержка в Афинах оказывалась всем сиротам, наши источники недвусмысленно указывают именно на мальчиков, чьи отцы пали за родину; благотворительность за общественный счет по отношению к дочерям отдельных выдающихся афинян имела единичный и случайный характер. Однако, учитывая многочисленные войны, которые вели в V в. до н.э. Афины, полисную заботу ощущало на себе значительное количество афинских сирот.

Ключевые слова

Древняя Греция, Афины, сироты, господдержка, паноплия, псефизма, Лисий, Феозотид, процесс.

Татьяна Владимировна Кудрявцева – доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой всеобщей истории РГПУ им. А.И. Герцена, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-1636-5704

Кудрявцева, Т.В. 2008: Народный суд в демократических Афинах. СПб.

Кудрявцева Т.В. 2010a: Женщина и полис: афинская горожанка в народном суде. В сб.: В.В. Дементьева (ред.), Город в Античности и Средневековье: общеевропейский контекст. Доклады международной научной конференции. Ч. 2. Ярославль, 14–17.

Кудрявцева, Т.В. 2010б: Судебная магия в классической Греции. Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки» 10, 31–65.

Никитюк, Е.В. 2013: Социальная политика Афин после восстановления демократии в 403 г. до н.э. по декрету Феозотида. Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира 13, 71–90.

Никитюк, Е.В. 2014: Декрет Феозотида: к вопросу об афинских nothoi. Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира 14, 109–118.

Baudrillart, A. 1873: Orphanistai. In C. Daremberg et E. Saglio (éds.), Dictionnaire des antiquités grecques et romaines. T. 4. 1. Paris, 240–241.

Bryant, A. A. 1907: Boyhood and Youth in the Days of Aristophanes. Harvard Studies in Classical Philology 18, 73–122.

Busolt, G., Swoboda, H. 1926: Griechische Staatskunde. Bd. 2. München.

Calabi Limentani, I. 1985: Vittime dell’oligarchia. A proposito del decreto di Teozotide. Studi in onore di Cesare Sanfi lippo, VI, 115–128.

Davies, J. K. 1971: Athenian Propertied Families (600–300 B.C.). Oxford.

Dillon, M. 1995: Payments to the Disabled at Athens: Social Justice or Fear of Aristocratic Patronage? Ancient Society 26, 27–57.

Dorjahn, A. 1939: Ὀρϕανοί. In W. Kroll, K. Mittelhaus (eds.), Paulys Realencyclopädie der Klassischen Altertumswissenschaft. Bd. XVIII, Hbd. 1, 1197–1200.

Jacoby, F. 1954.1: Die Fragmente der griechischen Historiker. T. 3. Geschichte von Staedten und Voelkern (Horographie u. Ethnographie): b (Supplement): A commentary on the ancient historians of Athens (nos. 323a–334). Vol. 1: Text. Leiden.

Jacoby, F. 1954.2: Die Fragmente der griechischen Historiker. T. 3: Geschichte von Staedten und Voelkern. b (Supplement): A commentary on the ancient historians of Athens (nos. 323a–334). Vol. 2: Notes, addenda, corrigenda, index: (Horographie u. Ethnographie). Leiden.

Grenfell, B. P., Hunt, A. S. 1906: The Hibeh papyri. P. 1. London.

Harrison, A. R. W. 1998: The Law of Athens. Vol. II. London–Indianapolis.

Kirchner, J. 1901: Prosopographia Attica. Bd. I. Berlin.

Lambert, S. 2020: Attic Inscriptions in UK Collections British Museum. Vol. 4.2. Decrees of the Council and Assembly. London.

Lipsius, J.H. 1905: Das attische Recht und Rechtsverfahren. Leipzig.

Pomeroy, S. 1982: Charieties for Greek Women. Mnemosyne 35, 115–135.

Pouilloux, J. 1954: Recherches sur l’histoire et les cultes de Thasos. Paris.

Rhodes, P.J. 1993: A Commentary on the Aristotelian Athenaion Politeia. Oxford.

Ruschenbusch, E. 1966: Solonos Nomoi. Die Fragmente des Solonischen Gesetzeswerkes mit einer Text- und Überlieferungsgeschichte. Wiesbaden.

Shaps, D. 1977: The Woman Least Mentioned: Etiquette and Women’s Names. Classical Quarterly 27 (n. s.), 323–330.

Stroud, R.S. 1971: Theozotides and the Athenian Orphans. Hesperia 40, 279–301.

Thalheim, Th. 1894: Ἀδύνατοι. In G. Wissowa (ed.), Paulys Realencyclopädie der Klassischen Altertumswissenschaft. Bd. I, 440.

Wilson, P., Hartwig, A. 2009: IG I³ 102 and the Tradition of Proclaiming Honours at the Tragic Agon of the Athenian City Dionysia. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 169, 17– 27.

Ziebarth, E. Ὀρφανισταί. In W. Kroll, K. Mittelhaus (eds.). Paulys Realencyclopädie der Klassischen Altertumswissenschaft. Bd. XVIII, Hbd. 1, 1197.