Аннотация
В статье рассматривается вопрос о современном функционировании наскального искусства в социальном пространстве, а более конкретно – вопрос об использовании мотивов наскального искусства в современном искусстве. Введение в этот вопрос – обсуждение ситуации в Австралии, где традиция создания изображений на скалах сохранилась до XX в. и трансформировалась в новую традицию искусства в виде росписей на коре. Можно заметить, что эта трансформация была в значительной степени вдохновлена взаимодействием культуры коренных народов с культурой белого человека. Основная часть статьи посвящена анализу использования наскального искусства современными художниками Сибири и Канады, где выкристаллизовались сходные культурно-художественные феномены, но где, в отличие от Австралии, нет продолжения традиции наскального искусства. Как в Канаде, так и в Сибири появилась группа художников, для которых наскальное искусство и связанное с ним культурное наследие стали важным фактором творческого вдохновения. Эти художники уже воспитаны в западной культуре, но некоторые из них являются представителями коренных народов. Сопоставление сибирского и канадского примеров показывает как сходство, так и различия в попытках использования доисторического искусства. В случае канадских художников наскальное искусство стало элементом выражения их вечной связи с землей, на которой они живут, и первенства по отношению к ней. В случае Сибири этот аспект также заметен, но здесь наскальное искусство стало больше интеллектуально-эстетическим ориентиром. В статье утверждается, что изучение наскального искусства, целью которого является всестороннее понимание этого явления, не должно ограничиваться только его археологическим аспектом, а должно в равной степени учитывать его роль в современном мире, о чем все более активно ведутся дискуссии в мировой науке.
Ключевые слова
Наскальное искусство, современное искусство, Сибирь, Канада, идентичность, коренная культура.
Галыгина, О. (ред.) 2010: Perpetuum Mobile. Новокузнецк.
Галыгина, О. (ред.) 2011: Chronotop: Каталог. Новокузнецк–Красноярск.
Галыгина, О. (ред.) 2012: Сибирская неоархаика. Альбом. Новокузнецк.
Галыгина, О. 2015: След – perpetuum mobile – chronotop – сибирская неоархаика: издания и издательская деятельность. В сб.: М.Ю. Шишин (ред.), Искусство Сибири и Дальнего Востока: наследие, современность, перспективы. Барнаул, 196–200.
Груздов, Е.В. 2014: «Назад в будущее» (историософский взгляд на неоархаику). В сб.: Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной и художественной ин- терпретации. Новосибирск, 107–198.
Гурьянова, Г.Г. 2011: Неоархаика в искусстве Сибири XX – начала XI века. В сб.: Наскальное искусство в современном обществе: к 290-летию науч. открытия Томской писаницы: материалы международной научой конференции Т. 2. Кемерово, 242–246. (Труды САИПИ VIII).
Гурьянова, Г.Г. 2014: Сибирская неоархаика (историография явления). В сб.: Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной̆ и художественной̆ интерпретации. Новосибирск, 199–202.
Долговесова, Е.Б. 2011: Женские образы в древнем и современном искусстве Южной Сибири. В сб.: Наскальное искусство в современном обществе: к 290-летию науч. открытия Томской̆ писаницы: материалы международной научой конференции. Т. 2. Кемерово, 246–250. (Труды САИПИ VIII).
Дэвлет, Е.Г., Дэвлет, М.А. 2005: Мифы в камне. Мир наскального искусства России. М.
Канер, С. 2011: Современное искусство и древние образы. В сб.: Наскальное искусство в современном обществе: к 290-летию науч. открытия Томской писаницы: материалы международной научой конференции. Т. 2. Кемерово, 241. (Труды САИПИ VIII).
Кичигина, А.Г. 2007: Явление неоархаики в современном искусстве Сибири. В поисках определения. Омский̆ научный̆ вестник 1(51), 183–186.
Кичигина, А.Г. 2008a: Искусство неоархаики и contemporary art: различия и точки соприкосновения. В сб.: XV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Совет молодых ученых философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 74–76.
Кичигина, А.Г. 2008б: Неоархаика как феномен современного сибирского искусства. М.
Коробейникова, Т.С. 2012: Археоарт как отличительная черта творчества сибирских художников-авангардистов 60–80-х гг. XX в. Вестник Томского государственного университета 361, 51–54.
Ларина, Л.Н. 2009: Александр Доможаков. Живопись, графика – избранные произведения. Абакан.
Ломанова, Т.М. 2017: С открытой душой художника. В кн.: Е.И. Стельмах (ред.), Владимир
Капелько. Художник Я, жадный до жизни. Минусинск, 13–30.
Маточкин, Е.П. 2011: Художественное наследие и проблемы преемственности в изобразительном искусстве Горного Алтая (автореферат). Барнаул.
Ожередов, Ю.И. 2014: Научно-исследовательский аспект сибирской «неоархаики». В сб.: Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной и художественной ин- терпретации. Новосибирск, 216–219.
Рещикова, И.П. 2006: Археоарт и археология. В сб.: В.Г. Бабин (ред.), Актуальные проблемы этнической, культурной и религиозной толерантности коренных народов Русско- го и Монгольского Алтая: материалы Междунар. науч. конф. (Горно-Алтайск, 23–24 ноября 2006 г.). Горно-Алтайск, 51–54.
Шинжин, Т. 2009: Шаманская мистерия Ульгеню /Пер. с алтайского С. Дыкова. Горно-Алтайск.
Чирков, В.Ф. 2011a: Сибирская неоархаика как художественное направление в современном искусстве. В сб.: В.Ф. Чирков (ред.), Сибирская неоархаика. Новокузнецк, 4–12.
Чирков, В.Ф. (ред.) 2011б: Сибирская неоархаика. Новокузнецк.
Чирков, В.Ф. 2012: Сибирская неоархаика как направление в современном искусстве. В сб.: О. Галыгина (ред.), Сибирская неоархаика. Альбом. Новокузнецк, 4–14.
Чуйко, Л. (ред.) 2006: След III. Каталог. Новокузнецк.
Bahn, P. 2005: A lot of bull? Pablo Picasso and Ice Age cave art. Munibe Antropologia-Arkeologia 57 (3), 217–223.
Barnabas, S.B. 2010: Picking at the paint: Viewing contemporary Bushman art as art. Visual Anthropology 23, 427–442;
Bell, C., Statt, G., Solowan, M., Jeffs, A., Snyder, E. 2009: First Nations cultural heritage: a selected survey of issues and initiatives. In: C. Bell, V. Napoleon (eds.), First Nations Cultural Heritage and Law: Case Studies. Vancouver, 367–416.
Benedict, R.F. 1922: The vision in Plains culture. American Anthropologist, New Series 24 (1), 1–23.
Brady, L.M., Taçon, P.S.C. (eds.) 2016: Relating to rock art in the contemporary world: navigating symbolism, meaning, and signifi cance. Boulder.
Brown, M. 2003: Who owns native culture? Cambridge.
Dowson, T. 1996: Re-production and consumption: the use of rock art imagery in Southern Africa today. In: P. Skotnes (ed.), Miscast: negotiating the presence of the Bushmen. Cape Town, 315–321.
Eichhorn, V. 2005: Jane Ash Poitras: Consecrated Medicine. Thunder Bay.
Francis, J., Loendorf, L. 2002: Ancient visions: Petroglyphs and Pictographs of the Wind River and Bighorn Country, Wyoming and Montana. Salt Lake City.
Gee, G. 1989: Poitras’ spiritual odyssey. Wind Speaker 7(12), May 26, 1–7.
Gell, A. 1998: Art and agency: an anthropological theory. Oxford.
Grieves, V. 2008: Aboriginal spirituality: a baseline for indigenous knowledge development in Australia. The Canadian Journal of Native Studies 28 (2), 366–398.
Halemba, A. 2008: ’What does it feel like when your religion moves under your feet?’ Religion, earthquakes and national unity in the Republic of Altai, Russian Federation. Zeitschrift fü r Ethnologie 133 (2), 283–299.
Hunt, N.B. 2002: Shamanism in North America. Toronto.
Irwin, L. 1994: The dream seekers: Native American visionary traditions of the Great Plains. Norman.
Keyser, J.D. 1977: Writing-On-Stone: rock art on the Northwestern Plains. Canadian Journal of Archaeology 1, 15–80.
Keyser, J.D. 1979: The Plains Indian war complex and the rock art of Writing-on-Stone, Alberta, Canada. Journal of Field Archaeology 6 (1), 41–48.
Klassen, M.A. 2005: Á í sí nai’pi (Writing-on-Stone) in traditional, anthropological, and popular thought. In: L.L. Loendorf, C. Chippindale, D.S. Whitley (eds.), Discovering North American rock art. Tucson, 15–50.
Klassen, M., Keyser, J., Loendorf, L. 2000: Bird Rattle’s petroglyphs at Writing-on-Stone: continuity in the biographic rock art tradition. Plains Anthropologist 45 (172), 189–201.
LaVallee, M. 2014: 7: Professional Native Indian Artists Inc. Regina.
Le Brun Holmes, S. 1992: Yirawala: Painter of the Dreaming. Rydalmere.
Loubser, J.H.N. 2006: Rock art, physical setting, and ethnographic context: a comparative perspective. In: J.D. Keyser, G. Poetschat, M.W. Taylor (eds.), Talking with the past: the ethnography of rock art. Portland, 248–253.
MacRae, A. 2021 (in print): Joane Cardinal-Schubert: ancient contemporary. In: A. Rozwadowski, J. Hampson (eds.), Visual culture, heritage and identity: using rock art to reconnect past and present. Oxford.
May, S.K. 2008: Learning art, learning culture: art, education, and the formation of new artistic identities in Arnhem Land, Australia. In: I. Domingo Sanz, D. Fiore, S.K. May (eds.), Archaeologies of art: time, place and identity. Walnut Creek, 171–194.
May, S.K., Gumbuwa Maralngurra, J., Johnston, I.G., Goldhahn, J., Lee, J., O’Loughlin, G.,
May, K., Ngalbarndidj Nabobbob, C., Garde, M., Taçon, P.S.C. 2019: ‘This is my father’s painting’: a fi rst-hand account of the creation of the most iconic rock art in Kakadu National Park. Rock Art Research 36 (2), 199–213.
Marianne Nicolson: Cliff Painting http://www.themedicineproject.com/marianne-nicolson.html
McCallum, P. 2011: Cultural memories and imagined futures: the art of Jane Ash Poitras. Calgary.
McCleary, T.P. 2016: Crow Indian rock art: Indigenous perspectives and interpretations. London– New York.
McLean, I. 2016: Rattling spears: a history of Indigenous Australian art. London.
McLuhan, E. Boyden, J. (eds.) 2012: Vision circle: the art of Roy Thomas: a retrospective. Thunder Bay.
McLuhan, E., Hill, T. 1984: Norval Morrisseau and the emergence of the image makers. Toronto.
Morphy, H. 2012: Recursive and iterative processes in Australian rock art: An anthropological perspective. In: J. McDonald, P. Veth (eds.), A companion to rock art. Chichester, 294–305.
Morrisseau, N. 1977: Legends of my people: the Great Ojibway. Toronto.
Nevolko, N.N. 2011: The visualization of ethnic theme in the Khakass artists’ paintings and graphic works of art. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 8 (4), 1109–1126.
Niessen, S. 2017: Shattering the silence: the hidden history of Indian residential schools in Saskatchewan. Regina.
O’Conor S., Barham, A., Woolagoodja, D. 2008: Painting and repainting in the west Kimberley. Australian Aboriginal Studies 1, 22–38.
Oetelaar, G.A. 2016: Places on the Blackfoot homeland: markers of cosmology, social relationships and history. In: W.A. Lovis, R. Whallon (eds.), Marking the land: hunter-hatherer creation of meaning in their environment. London–New York, 45–66.
Poitras, J.A. 1992: The inspiration of the artists. In: J.E. Clark, J.A. Poitras (eds.), Who discovered the Americas: recent work by Jane Ash Poitras. Thunder Bay, 5–11.
Plets, G., Konstantinov, N., Soenov, V., Robinson, E. 2013: Repatriation, doxa, and contested heritages: the return of the Altai Princess in an international perspective. Anthropology & Archaeology of Eurasia 52 (2), 73–100.
Porr, M. 2019: Rock art as art. Time and Mind 12 (2), 153–164.
Robertson, C.L. 2016: Mythologizing Norval Morrisseau: art and the colonial narrative in the Canadian media. Winnipeg.
Rozwadowski, A. 2009: Obrazy z przeszłości. Hermeneutyka sztuki naskalnej. Poznań.
Rozwadowski, A. 2014: O pewnym „kazachskim” petroglifi e i jego „podró ży” w czasie i przestrzeni. Refl eksja o społecznej adaptacji przeszłoś ci. Folia Praehistorica Posnaniensia 19, 119–132.
Rozwadowski, A. 2019: “Szaman nigdy nie umiera”: Sztuka naskalna jako wyraz tożsamoś ci w twó rczoś ci Jane Ash Poitras. Folia Praehistorica Posnaniensia 24, 207–232.
Rozwadowski, A., Boniec, M. 2019: W poszukiwaniu tożsamoś ci: Rewitalizacja przeszłoś ci i etnicznoś ci w sztuce wspó łczesnej Chakasji jako forma zachowania własnej kultury (na przykładzie Aleksandra Domożakowa. In: P. Stachowiak, E. Lesiewicz (eds.), Dezintegracja i upadek ZSRR. W perspektywie ć wierć wiecza. Poznań, 178–192.
Rozwadowski, A., Boniec, M. 2021: Face to face with ancestors: Indigenous codes in the contemporary art of Siberia. In: A. Rozwadowski, J. Hampson (eds.), Visual culture, heritage and identity: using rock art to reconnect past and present. Oxford, 51–70.
Rozwadowski, A., Gałygina, O., Boniec, M. 2020: Obrazy z przeszłoś ci w teraź niejszoś ci: wspó łczesne transformacje sztuki naskalnej. Pamiętnik Sztuk Pięknych 15, 39–48.
Rozwadowski, A., Hampson, J. 2021 (eds.): Visual culture, heritage and identity: using rock art to reconnect past and present. Oxford.
Ruffo, A.G. 2014: Norval Morrisseau: man changing into Thunderbird. Madeira Park.
Sharman, L.V. (ed.) 2017: The writing on the wall: the work of Joane Cardinal-Schubert. Calgary.
Sinclair, L., Pollock, J. 1979: The art of Norval Morrisseau. Toronto–Sydney.
Sjöstrand, Y. 2017: The concept of art as archaeologically applicable. Cambridge Archaeological Journal 27 (2), 371–388.
Sundstrom, L. 2006: Reading between lines: ethnographic sources and rock art interpretation: approaches to ethnography and rock art. In: J.D. Keyser, G. Poetschat, M.W. Taylor (eds.), Talking with the past: the ethnography of rock art. Portland, 49–72.
Taçon, P.S.C., Brady, L.M. 2016: The place of rock art in contemporary world. In: L.M. Brady, P.S.C. Taçon (eds.), Relating to rock art in the contemporary world: navigating symbolism, meaning, and signifi cance. Boulder, 3–13.
Taylor, L. 2016: Recent art history in Rock Country: bark painters inspired by rock paintings. In: L.M. Brady, P.S.C. Taçon (eds.), Relating to rock art in the contemporary world: navigating symbolism, meaning, and signifi cance. Boulder, 307–336.
Vervoort, P. 2001: Re-present-ing rock art. The American Review of Canadian Studies 31(1/2), 209–223.
Whitley, D. 2000: The art of the shaman: rock art of California. Salt Lake City.
Williams, J. 2001: Two wolves at the dawn of time. Vancouver.