Аннотация
В предлагаемой работе речь идет об афинской аристократии периода архаики. Если доверять афинской исторической традиции (Плутарх, Аристотель), аристократия возникает в результате так называемого синойкизма Тезея. Речь идет о формировании сословия евпатридов. Однако в исследовательской литературе с большой осторожностью относятся к мифологической информации. Сомнения вызывает трактовка этой корпорации как сословия. Кроме того, в последнее время все чаще высказывается предположение, что термин «евпатриды» вошел в обиход не ранее VI в. до н.э.
Другим важным источником информации об афинской аристократии периода архаики являются поэтические произведения Солона. В них афинский реформатор критикует сограждан за безудержную тягу к обогащению. Особо это касается аристократии и «народных вождей» (demou hegemones). В настоящей работе высказывается предположение, что demou hegemones – группа аристократии, обладавшая политической властью. А если вспомнить, что Аристотель называет государственное устройство Афин накануне реформ Солона олигархическим, уместно поставить вопрос о том, кто эти олигархи (в нашем случае – demou hegemones). Могли ли ими быть, например, Алкмеониды, о которых нам известно больше, чем о каком‒либо другом аристократическом семействе.
Ключевые слова
Древняя Греция, Афины, аристократия, евпатриды, Солон, demou hegemones.
Гущин, В.Р. 2011: Цензовая реформа Солона и кризис в Аттике на рубеже VII–VI вв. до н.э. ВДИ 3,107‒122.
Гущин, В.Р. 2019: Образ прошлого как политический миф: афинская автохтония (V–IV вв. до н.э.). Schole 13.1,180‒197.
Гущин, В.Р. 2020: Контуры эволюции социальной организации Афин: от Микенской ката- строфы до синойкизма Тезея. ПИФК 1, 33–52.
Доватур, А.И. 1977: Наследственная вина в представлении Солона, Феогнида, Эсхила. Philologia Classica 1, 36‒45 (= Доватур, А.И. 1989: Феогнид и его время. Ленинград, 102–113).
Зайков, А.В. 2002: Эпименид в Спарте (критская экстатическая мантика и становление «спартанского космоса»). ВДИ 4, 110–130.
Ленская, В.С. 1999: Эвпатриды: начало истории. ПИФК 8, 88–99.
Ленская, В.С. 2006: Два афинских рода: люди и судьбы (опыт социально-психологической характеристики). Мнемон 5, 183–205.
Суриков, И.Е. 2000: Из истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклас- сической эпох. М.
Туманс, Х. 2002: Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла. СПб.
Хаммонд, Н. 2003: История Древней Греции. М.
Яйленко, В.П. 1990: Архаическая Греция и Ближний Восток. М.
Alföldy, G. 1967: Der Attische Synoikismos und die Entstehung des Athenischen Adels. Revue Belge de Philologie et d’histoire 47, 5–36.
Anderson, G.2000: Alkmeonid “Homeland”, Political Exile, and the Unifi cation of Attica. Historia 49, 387–412.
Anderson, G. 2003: The Athenian Experiment. Building an imagined Political Community in Ancient Attica, 508‒490 B.C. Ann Arbor.
Boeringer, D. 2001: Heroenkulte in Griechenland von der geometrischen bis zur klassischen Zeit. Berlin.
Bornitz, H.‒F.1967: Die politische Aktivität der Alkmeoniden und die sogenannte Schlacht um Leipshydrion. In: H,-F. Bornitz (ed.), Herodot-Studien. Beiträge zum Verständnis der Einheit des Geschitswerks. Berlin.
Botsford, G.W. 1897: The Trial of the Alcmeonidae and the Cleisthenean Constitutional Reforms. HSCP 8, 1–22.
Burkert, W. 1994: Casualité religieuse: la faute, le signes, les rites. Mètis 9–10, 27–40.
Chambers, M. 1990: Aristoteles. Staat der Athener. Berlin.
Coldstream, J.N. 1977: Geometric Greece. London.
Coldstream, J.N. 1994: Warriors, chariots, dogs and lions: a new Attic Geometric Amphora. BICS 39, 85–94.
Davies, J.K. 1971: Athenian Propertied Families. 600–300 B.C. Oxford.
Develin, R. 1989: Athenian Offi cials. 684–321 B.C. Cambridge.
Dickie, M.W. 1979: Pindar’s Seventh Pythian and the Status of Alcmaeonids as “Oikos” or “Genos”. Phoenix 33.3, 193–209.
Donlan, W. 1970: Changes and Shifts in the meaning of Demos in the literature of the Archaic period. La Parola del Passato 135, 381–395.
Donlan, W. 1980: The Aristocratic Ideal in Ancient Greece. Lawrence.
Duplouy, A. 2003: Eupatrides d’Athènes “Nobles Défenseurs de leur patrie”. Cahiers du Centre Gustave Glotz 14, 7–22.
Ellis. J.R., Stanton, G.R. 1968: Factional Confl ict and Solon’s Reforms, Phoenix 22.2, 95–110.
Eliot, C.W.J. 1962: Coastal Demes of Attika. A Study of the Policy of Kleisthenes. Toronto.
Eliot, C.W.Th. 1967: Where did the Alkmaionidai Live? Historia 16, 279–286.
Ferrara, G. 1954: Solone ed i capi del popolo, La Parola del Passato 37,334–344.
Figueira, T.J. 1984: The Ten Archontes of 579/8 at Athens/ Hesperia 53, 447–473.
Figueira, T.J. 2015: Solon in Fifth-Century Lyric. In: G. Nagy and M. Noussia-Fantuzzi (eds.), Solon in the Making. The Early Reception in Fifth and Fourth Centuries. Berlin–New York, 24–42.
Flamant, C. 2011: Le Laurion et la cite d’Athènes à la fi n de l’époque archaïque. L’Antiquité Classique 80, 73–94.
Forrest, G. 1956: The First Sacred War. BCH 80, 33–52.
Forsdyke, S. 2006: Land, labor and economy in Solonian Athens: breaking the impasse between archaeology and history In: J. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens. New historical and philological approaches (Mnemosyne, Supplementum 272). Brill–Leiden, 334‒350.
Fouchard, A. 1997: Aristocratie et Démocratie. Idéologies et Sociétés en Grèce ancienne. Besanҫon.
French, A. 1957: Solon and the Megarian Question. JHS 77, 238–246.
Gagné, R. 2013: Ancestral Fault in Ancient Greece. Cambridge.
Hall, J.M. 2014: A History of the Archaic Greek World. Ca 1200‒479 BCE. Wiley‒Blackwell. 2nd Edition.
Harris, E.M. 1997: A New Solution to the Riddle of the seisachtheia. In: L. Mitchell, P.J. Rhodes (eds.), The development of the polis in Archaic Greece. London, 103–112.
Harris, E.M. 2002: Did Solon abolish debt-bondage? CQ 52, 415–430.
Hignett, C. 1952: A History of the Athenian Constitution to the end of the 5th Century B.C. Oxford.
Hornblower, S, 1991: A Commentary on Thucydides. Vol.1. Oxford.
Hopper, R.J. 1961: «Plain», «Shore», and «Hill» in Early Athens. ABSA 56, 189–219.
Humphreys, S.C. 2018: Kinship in Ancient Athens. An Anthropological Analysis. Oxford. Vol.1‒2.
Jameson M.H. 1965: Notes on Sacrifi cial Calendar from Erchia. BCH 89, 154–172.
Lambert, S. 2015: Aristocracy and the Atthic Genos: A Mythological Perspective. In: N. Fisher, H. van Wees (eds.), ‘Aristocracy’ in Antiquity. Redefi ning Greek and Roman Elites. Swansea, 169‒202.
Lavelle, B.M. 2005: Fame, Money. And Power. The Rise of Peisistratos and “Democratic” Tyranny at Athens. Ann Arbor.
L’Home-Wery, L.‒M. 1999: Eleusis and Solon’s Seisachtheia. GRBS 40, 109–133.
L’Home-Wery, L.‒M. 2004: La legislation de Solon: une solution à la crise agraire d’Athènes? Pallas 64, 145–155.
Luce, J.‒M. 1998: Thésée, le synoecisme et l’Agora d’Athènes. Revue Archéologique 1, 3–31.
Manville, P.B. 1990: The Origins of Citizenship in Ancient Athens. Princeton.
Mitchell, L.G. 1997: New wine in old wineskins: Solon, arête and agathos. In: L.G. Mitchell, P.J. Rhodes (eds.), The development of the polis in Archaic Greece London, 137–147.
Morris, I. 1987: Burial and Ancient Society. The rise of the Greek city-state. Cambridge.
Mossè, C. 1964: Classes sociales et règionalism à Athènes au dèbut du VI siècle. L’Antiquité Classique 33, 401–413.
Nagy, G. 1983: Poet and Tyrant: “Theognidea” 39‒52, 1081‒1082b, Classical Antiquity 2.1, 82–91.
Noussia-Fantuzzi, M. 2010: Solon the Athenian, the Poetic Fragments. Leiden–Boston.
Osborne, R. 1985: Demos. The Discovery of Classical Attika. Cambridge.
Parker, R. 1996a: Miasma. Pollution and Purifi cation in early Greek Religion. 2nd Edition. Oxford.
Parker, R. 1996b: Athenian Religion: A History. Oxford.
Piccirilli, L. 1978: Solone e la Guerra per Salamina, ASNS 8 1, 1–13.
Pierrot, A. 2015: Who were the Eupatrids in archaic Athens? In: N. Fisher, H. van Wees (eds.), ‘Aristocracy’ in Antiquity. Redefi ning Greek and Roman Elites. Swansea, 147–168.
Rhodes, P.J. 1993: A Commentary on the Aristotelian Athenaion Politeia. Oxford. 2nd Edition.
Robertson, N. 1992: Festivals and Legends. Toronto.
Roebuck, C. 1959: Ionian Trade and Colonization. New York.
Roebuck, C. 1974: Three Classes (?) in Early Attica. Hesperia 43, 485–493.
Roussel, D. 1976: Tribu et Cité. Études sur les groups sociaux dans les cités grecques aux époques archaïque et classique. Besançon.
Schmitt-Pantel, P. 1990: Sacrifi cial Meal and Symposion: Two Models of Civic Institutions in the Archaic City? In: O. Murray (ed.), Sympotica. A Symposium on the Symposion. Oxford, 14–43.
Schmitz, W. 2008: Verpasste Chancen.Adel und Aristokratie im archaischen und klassischen Griechenland, In: H. Beck und U. Walter (Hrsg.), Die Macht der Wenigen. Aristokratische Herrschaftspraxis, Kommunikation und ‘edler’ Lebensstil in Antike und Früher Neuzeit. München, 35–70.
Seaford, R. 2020: Aristocracy and Monetization: Plato, Parmenides, Herakleitos. and Pindar. Greece and Rome 67, 54–70.
Sealey, R. 1960: Regionalism in Archaic Athens. Historia 9, 155–180.
Sealey, R. 1976: A History of the Greek City-States.700‒338 B.C. Berkeley–Los Angeles.
Stein-Hölkeskamp, E. 2019: “Geld macht den Mann”: Reichtum als Distinkionsmerkmal antiker Eliten, Klio 101, 427–451.
Thomas, R. 1989: Oral Tradition and Written Record. Cambridge.
Valdes Guia, M. 2012: Exclusivismo politico y religiosos de los Eupatrides en Atenas arcaica. Dialogue d’Histoire Ancienne 38.1, 9–36.
Van Wees, H. 2006: Mass and elite in Solon’s Athens: the property classes revisited. In: J. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens. New historical and philological approaches Brill–Leiden, 351–389.
Wade-Gery, H.T. 1931a: Eupatridai, Archons, and Areopagus. CQ 25, 1–11.
Wade-Gery ,H.T. 1931b: Eupatridai, Archons, and Areopagus. CQ 25, 77–89.
Walters, K.R. 1982: Geography and Kinship as Political Infrastructures in Archaic Athens. Florilegium 4,1‒31.
Welwei, K.‒W. 1992: Athen. Vom neolitischen Siedelugsplatz zur archaischen Grosspolis. Darmstadt.
Welwei, K.‒W. 2005: Ursachen und Ausmass der Verschuldug attischen Bauern um 600 v.Chr. Hermes 133, 29–43.
Whitley, J.H. 1991: Style and Society in Dark Age Greece. Cambridge.
Wright, J.H. 1892: The Date of Cylon. HSCPh 3, 1–74.