Аннотация
Данная статья знакомит с новыми наскальными изображениями, обнаруженными на территории Баткенской области (предгорья Ферганской долины) в Кыргызстане, в ущелье Гавян. Это местонахождение можно условно разделить на два пункта, названных Гавян I и II, что обусловлено наличием двух небольших групп наскальных изображений, расположенных недалеко друг от друга. Некоторые из них обладают вполне типичными сюжетно-стилистическими особенностями, характерными для средневековья, а именно схематичные изображения козлов, тамги. Другие не находят однозначных аналогий на рассматриваемой и сопредельных территориях. Тем не менее одно изображение быка по некоторым стилистическим характеристикам, как, например, манера передачи ног, рогов может быть отнесено, предположительно, к эпохе бронзы.
В статье даны результаты трехмерной визуализации некоторых наскальных изображений и их фрагментов в разных масштабах. Выбор этой методики фиксации петроглифов обусловлен плохой сохранностью отдельных изображений, связанной с антропогенным фактором: цветные графитти настолько плотно заполняют поверхность с наскальными изображениями, что даже разглядеть некоторые из них не представляется возможным. Кроме того, представлены результаты трасологического исследования новых петроглифов ущелья Гавян. При сопоставлении данных о «пустынном» загаре и технологических особенностях серии наскальных изображений пункта Гавян I было установлено, что на первый взгляд стилистически вполне однородные петроглифы не принадлежат одному и тому же изобразительному пласту. Кроме того, в статье затрагивается вопрос о степени аутентичности некоторых петроглифов этого пункта.
Ключевые слова
Киргизия, ущелье Гавян, наскальное искусство, петроглифы, технология, трасология наскального искусства.
Акматов, К.Т. 2008: Петроглифы Орнока. В сб.: В.А. Кольченко, Ф.Г. Ротт (ред.), Материалы и исследования по археологии Кыргызстана 3. Бишкек, 11–18.
Аманбаева, Б.Э., Дэвлет, Е.Г. 1999: Петроглифы Сулайман-Тоо. В сб.: В.М. Массон (ред.), Новое о древнем и средневековом Кыргызстане 2. Бишкек, 6–13.
Аманбаева, Б.Э., Сулайманова, А.Т., Жолдошев, Ч.М. 2009: Наскальное искусство Кыргызстана (историографический аналитический обзор). Бишкек.
Кубарев, В.Д. 2010: Петроглифы Калбак-Таша I (Российский Алтай). Новосибирск.
Кубарев, В.Д., Цэвээндорж, Д.Э., Якобсон, Э. 2005: Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура. Новосибирск–Улан-Батор–Юджин.
Малтаев, К.Ж. 2000: Сулайман-Тоо – древнейший поднебесный храм Центральной Азии. Ош.
Новгородова, Э.А. 1984: Мир петроглифов Монголии. М.
Ранов, В.А. 2016: Бегущие по скалам: Наскальные рисунки Памира. Душанбе.
Рогожинский, А.Е., Аубекеров, Б.Ж., Сала, Р. 2004: Памятники Казахстана. В сб.: А.Е. Рогожинский (ред.), Памятники наскального искусства Центральной Азии. Алма-Ата, 45–92.
Табалдиев, К.Ш. 2011: Древние памятники Тянь-Шаня. Бишкек.
Ташбаева, К.И. 1999: Новые исследования Саймалы-Таша. В сб.: В.М. Массон (ред.), Новое о древнем и средневековом Кыргызстане 2. Бишкек, 113–118.
Ташбаева, К.И. 2004: Памятники Кыргызстана. В сб.: А.Е. Рогожинский (ред.), Памятники наскального искусства Центральной Азии. Алма-Ата, 95–105.
Худяков, Ю.С., Табалдиев, К.Ш. 1999: Петроглифы Кара-Тоо. В сб.: В.М. Массон (ред.), Новое о древнем и средневековом Кыргызстане 2. Бишкек, 14–21.
Цзяньлинь, В. 2015: Выражение религиозных верований и практик в наскальных изображениях (на материалах религиозных традиций Северо-Восточного Китая): дисс. на соис. уч. степ. канд. философ. наук. Благовещенск.
Шер, Я.А. 1980: Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.