Аннотация
Данные письменных источников об основании Ксенофонтом в Скиллунте святилища Артемиды Эфесской позволяют вписать это конкретно-историческое событие, о котором сам его непосредственный участник рассказывает как об одном из частных событий, случившихся с ним по окончании «Анабасиса», в большой исторический контекст территориально-политических изменений в Северо-Западном Пелопоннесе в конце V – первой трети IV в. до н.э.
Устройство святилища на территории Скиллунта, отторгнутого в ходе спартано-элейской войны 402–400 гг. до н.э. от элейского территориального государства, было способом утвердить в этом регионе дружественный Спарте политический режим и укоренить в местной политической элите друга царя Агесилая Ксенофонта, который на новом месте приобретал функции спартанского проксена. Учреждение при святилище регулярных празднеств, сопровождавшихся ритуализированной охотой, в которой принимали участие юноши – дети граждан Скиллунта и самого Ксенофонта, создавало и актуализировало новые социальные связи.
После поражения спартанцев при Левктре Ксенофонт и его семья были вынуждены покинуть Скиллунт, а сам историк привлекался к суду в Олимпийском совете, из чего можно заключить, что этот орган управления Олимпийским святилищем не ограничивался в своих полномочиях лишь кругом вопросов, связанных с проведением и подготовкой панэллинских игр, но был одним из ключевых инструментов элейской гегемонии в Северо-Западном Пелопоннесе.
Ключевые слова
Ксенофонт, Скиллунт, святилище, Элида, Олимпия, культ Артемиды, Олимпийский совет.
Видаль-Накэ, П. 2001: Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире. М.
Фролов, Э.Д. 1958: Жизнь и деятельность Ксенофонта. Учёные записки ЛГУ 251 (Сер. ист. наук 28), 41–74.
Anderson, J.K. 1974: Xenophon. London.
Bilik, R. 1998/99: Hippias von Elis als Quelle von Diodors Bericht über den elisch-spartanischen Krieg? Ancient Society 29, 21–47
Caprio, J.A. 2004: An Allied History of the Peloponnesian League: Elis, Tegea and Mantinea. Ottava.
Crowther, N.B. 1997: “Sed quis custodiet ipsos custodes?”: the Impartiality of the Olympic Judges and the Case of Leon of Ambracia. Nikephoros 10, 149–160.
Delebecque, E. 1957: Essai sur la vie de Xénhophon. Paris.
Dillary, J. 1995: Xenophon and the History of His Times. London–New York.
Falkner, C. 1996: Sparta and the Elean War, ca. 401/400 B.C.: Revenge or Imperialism? Phoenix 50, 17–25.
Jeffrey, L.H. 1961: The Local Scripts of the Archaic Greece. A Study of the Origin of the Greek Alphabet and Its Development from the Eighth to the Fifth Centuries. Oxford.
Koerner, R. 1993: Inschriftliche Gesetztexte der fruhen griechishen Polis. Koeln.
Polignac, F., de. 1984: La naissance de la cité grecque. Paris.
Purvis, A. 2003: Singular Dedications: Founders and Innovators of Private Cults in Classical Greece. New York–London.
Roy, J. 1997: The Perioikoi of Elis. In: M.H. Hansen (ed.), The Polis as an Urban Centre and as a Political Community. Copenhagen, 282–320.
Sievert, P. 1994: Symachien in neuen Inschriften von Olympia. Zu den sogenannten Perioeken der Eleer. In: C.S. Bearzot, L. Aigner Foresti, A. Barzano, L. Prandi, G. Zecchini (eds.), Federazioni e federalismo nell’Europa antica 1. Milano, 257–264.
Unz, R.K. 1986: The Chronology of the Elean War. GRBS 27, 29–42.