Аннотация
Колокольная пещера – карстовая полость коридорного типа с четырьмя залами и ходом Метро. Рисунки отмечены в девяти местах: на стенах полости и в одном случае на крупном блоке известняка. Все они выполнены красной краской, сохранность их неудовлетворительная. Изобразительные мотивы представлены группами субпараллельных линий, овальными пятнами, шалашевидным мотивом и остатками фигуры, напоминающей гарпун. Помимо красочных рисунков обнаружены гравированные мотивы на естественном блоке известняка зооморфного облика. Гравировки представлены беспорядочно нанесенными линиями, среди которых присутствуют многорядные зигзаги.
Анималистических рисунков два: схематичная фигура северного оленя в устьевой части хода Метро и голова зверя над крупной нишей в Сталактитовом зале. Как и многие изображения Игнатиевской пещеры, они выполнены в манере «абсолютного» профиля. По мнению палеонтолога В.А. Косинцева, с которым согласен автор, голова зверя принадлежит северному оленю, ювенальной особи. Важно отметить, что этот рисунок находится в окружении красочных пятен, аналогично оформлению Красного и Черного панно в Дальнем зале Игнатиевской пещеры. Мотивы имеют и близкие аналогии с палеолитическим искусством Кантабрии, что в совокупности с биостратиграфией позволяет датировать их концом верхнего палеолита.
Ключевые слова
Палеолит, пещерное искусство, анималистические мотивы, Урал, Кантабрия.
Косинцев, П.А., Кузьмин, Я.В., Нохрина, Т.И., Ходжинс Грегори, В.Л. 2011: Хронология отложений пещеры Серпиевская 2 (Южный Урал). В сб.: Н.Г. Максимович (ред.), Пе- щеры 34. Пермь, 100–102.
Петрин, В.Т. 1992: Позднепалеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Юж- ном Урале. Новосибирск.
Петрин, В.Т., Широков, В.Н., Чаиркин, С.Е. 1990: Древнее святилище во 2-й Серпиевской пещере. В сб.: В.С. Василевский (ред.), Семантика древних образов. Новосибирск. 7–20.
Широков, В.Н. 2009: Уральские писаницы. Южный Урал. Екатеринбург.
Широков, В.Н. 2014а: Палеолитические подземные «художественные галереи» Урала и Западной Европы. Вестник Уральского отделения РАН 1 (47), 165–179.
Широков, В.Н. 2014б: Пещерное палеолитическое искусство Урала и Франко-Кантабрии: опыт сопоставленияи. В сб.: В.Н. Карманов (ред.), От Балтики до Урала: изыскания по археологии каменного века. Сыктывкар. 69–88.
Широков, В.Н., Чаиркин, С.Е. 2011: Наскальные изображения Северного и Среднего Ура- ла. Екатеринбург.
Широков, В.Н., Петрин, В.Т. 2013: Искусство ледникового века. Игнатиевская и Серпиев- ская 2 пещеры на Южном Урале. Екатеринбург.
Широков, В.Н., Погорелов, С.Н., Дубровский, Д.К. 2012: Сюрпризы Серпиевской 2-й (Ко- локольной) пещеры на Южном Урале. Вестник Уральского отделения РАН 1 (39). 105–111.
Altuna, J. 1996. Ecain und Altxerri bei San Sebastian. Zwei altsteinzeitliche Bilderhohlen im spanishen Bascenland. Thorbecke
Diez, M.G., Rodriguez, R.G. 2010: El Castillo. In: Las cuevas con arte paleolitico en Cantabria. Cantabria.
Kosintsev, P.A., Bachura, O.P. 2013: Late Pleistocene and Holocene mammal fauna of the Southern Urals. Quaternary International 284, 161–170.
Laming-Emperaire, A. 1962: La Signifi cation de l’art rupestre paléolithique. Paris, 92–93.
Lasheras Corruchaga, J.A., De las Heras Martin, C., Fatas Monforte, P., Rasines del Rio, P. 2010: Muñoz Fernandes, E., Montes Barquin, R. Cualventi. In: Las cuevas con arte paleolitico en Cantabria. Cantabria. 111–116.
Scelinskij, V.E., Sirokov, V.N. 1999: Hohlenmalerei im Ural. Kapova und Ignatievka. Die altsteineitlichen Bilderhohlen im sudlichen Ural. Thorbecke.