скачать PDF

Аннотация

В наскальном искусстве антропоморфные персонажи в ритуальной, национальной одежде, костюме воина и охотника нередки, но степень детализации таких изображений различна. Поэтому очень важно выявить все элементы одежды, воспроизведенной в петроглифах, для дальнейших исторических реконструкций. В статье рассматриваются некоторые антропоморфные персонажи в укороченных штанах, зафиксированные в наскальном искусстве Минусинской котловины. Такие фигуры выполнены гравировкой и выбивкой и включены, как правило, в батальные сцены. Относятся они главным образом к тесинской и таштыкской эпохам. Сопоставление с другими изобразительными аналогиями, в том числе и с наскальными изображениями, позволило сделать предположение, что один из персонажей, обнаруженный на скалах Тепсея, изображен в «брючном» доспехе, как и рыцарь с горы Чалпан. По определению С.В. Панковой, выделившей три основные группы воинов в таштыкском искусстве, так изображались представители пришлого населения. Можно сделать предположение, что воевали также и в кожаных или меховых штанах, распространенных у многих сибирских народов, в том числе у тесинсцев и таштыкцев, о чем свидетельствует сохранившаяся органика из погребений (пазырыкские, оглахтинские материалы). Это относится в основном к фигурам, выполненным техникой выбивки. Анализ изобразительных источников и выделение сюжетных и стилистических особенностей позволяет расширить характеристику военного дела населения, обитавшего на территории Минусинской котловины в эпохи больших перемен, когда в наскальном искусстве происходит всплеск интереса к батальной тематике, отразившей борьбу местного населения с вторгавшимися чужеземцами.

Ключевые слова

Археология, первобытное общество, наскальное искусство, Минусинская котловина, изображения воинов.

Советова Ольга Сергеевна – доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры археологии КемГУ.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-11-42006.

Вадецкая, Э.Б. 1999: Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб.

Вернер, Э. 2009: Оружие Китая. Развитие традиционного оружия. М.

Кызласов, И.Л. 1990: Таштыкские рыцари. В сб.: М.А. Дэвлет (ред.), Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 182–191.

Кызласов, И.Л. 2012: Таштыкские рисунки на вершине горы Тепсей. В сб.: О.С. Советова, Л.Ю. Китова (ред.), Археология Южной Сибири 26. Кемерово, 103–108.

Кызласов, Л.Р., Леонтьев, Н.В. 1980: Народные рисунки хакасов. М.

Ларичев, В.Е. 2003: Тагарский героический эпос в образах наскального искусства Северной Хакасии. В сб.: А.Н. Алексеев (ред.), Древние культуры Северо-Восточной Азии: Астроархеология. Палеоинформатика. Новосибирск, 200–235.

Ларичев, В.Е, Гиенко, Е.Г., Паршиков, С.А. 2013: Саратский Сундук: астрокомплекс наблюдения выхода солнца в зимнее солнцестояние и семантика связанных с ними петроглифов эпохи палеометалла Северной Хакасии. В сб.: А.П. Деревянко, В.И. Молодин (ред.), Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы итоговой сессии ИАЭТ СО РАН. 2013 г. ХIХ. Новосибирск, 240–243.

Миклашевич, Е.А. 2012: Льнищенская писаница. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская. Льнищенская. Улазы III. Сосниха (Труды САИПИ. Х). Кемерово, 28–56.

Миллер, Г.Ф. 2009: Описание сибирских народов. М.

Молодин, В.И., Парцингер, Г., Цэвээндорж, Д. 2012: Замерзшие погребальные комплексы пазырыкской культуры на южных склонах Сайлюгема (Монгольский Алтай). М.

Панкова, С.В. 2002: К интерпретации загадочных фигур из Хакасии. В сб.: История и культура Востока Азии. 2. Новосибирск, 135–140.

Панкова, С.В. 2011: Воины таштыкских миниатюр. В сб.: Древнее искусство в зеркале археологии (Труды САИПИ. VII). Кемерово, 117–141.

Полосьмак, Н.В. 2001: Всадники Укока. Новосибирск.

Полосьмак, Н.В., Баркова, Л.Л. 2005: Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV–III вв. до н.э.). Новосибирск.

Радлов, В.В. 1989: Из Сибири. Страницы из дневника. М.

Худяков, Ю.С. 1986: Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск.

Kaul, F. 1996: The Gundestrup Cauldron and the Periphery of the Hellenistic World. In P. Bilde et al. (eds.), Centre and Periphery in the Hellenistic World. Oxford, 39–51.

Siren, O. 1925: Chinese Sculpture from the Fifth to the Fourteenth Century. London.