Аннотация
В «Преступлении и наказании» при относительном количественном ра- венстве мужских и женских персонажей наблюдается их «художественное неравенство» по возможностям их взаимовлияния. Мужские образы достаточно самостоятельны и ста- бильны по отношению к друг другу. Но они оказываются динамичны, когда попадают в конкурентное поле под воздействием женского влияния. В результате образуются сво- еобразные «любовно-художественные треугольники». В черновых материалах к роману автором предусматривались даже «многоугольники».
В статье указанная закономерность рассматривается на примере взаимовлияния об- разов Авдотьи Раскольниковой, Лужина, Свидригайлова и Разумихина. Обнаружено, что под влиянием сестры центрального героя в конкурентных взаимоотношениях все три пре- тендента на ее сердце и руку заметно меняются. Тем самым в этих мужских образах под воздействием женского центра притяжения выявляется скрытый художественно-психоло- гический потенциал, изначально предусмотренный Достоевским. При этом эволюция у трех образов идет неравномерно и в разных направлениях. Начальный этап в сюжетной судьбе Лужина позитивен. Он был единственным, кто не поверил сплетням и спасал ре- путацию Авдотьи Романовны. Однако затем он стремительно деградирует в этическом Власкин Александр Петрович – доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания и литературоведения МГТУ им. Г.И. Носова.
Зайцева Татьяна Борисовна – доктор филологических наук, доцент кафедры языкознания и ли- тературоведения МГТУ им. Г.И. Носова.
Рудакова Светлана Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры языкозна- ния и литературоведения МГТУ им. Г.И. Носова.
© IA RAS, NMSTU, JHPCS, 2017 | DOI 10.18503/1992–0431-2017-2-56–196-205 ФИЛОЛОГИЯ
Образная система романа Ф.М. Достоевского 197 отношении. Свидригайлов начинает в «демонической» окраске и долгое время в ней оста- ется. Однако постепенно, под влиянием чувств к Авдотье Раскольниковой, он меняется в позитивном направлении. Разумихин изначально показан в позитивной психологической ауре. Но в его мужской репутации были негативные нюансы – легкомысленное отношение к женщинам. Образ полностью очищается от этого после контакта с Авдотьей Раскольни- ковой. Его эволюция наиболее кардинальна.
Ключевые слова
русская литература XIX в., Ф.М. Достоевский, роман «Преступле- ние и наказание», психологизм
Абрамзон, Т.А. 2013: «Билетцы» и гадательные двустишия А.П. Сумарокова: парадигма любовного чувства. ПИФК 3 (41), 161–168.
Абрамзон, Т.Е., Зайцева, Т.Б., Рудакова, С.В. 2016: Романтическая концепция красоты в рассказе Чехова «Красавицы». ПИФК 2 (52), 343–355.
Власкин, А.П. 2012: Лебезятников против Раскольникова: О дифференциации героев До- стоевского. В сб.: Три века русской литературы. М.– Иркутск, 14–21.
Власкин, А.П. 2003: Мужское и Женское: перспективы непонимания в художественной среде Достоевского. ПИФК 13, 78–89.
Власкин, А.П. 2004: На перекрестках человеческой природы: Мужское – Женское – Дет- ское в художественной среде Ф.М. Достоевского. Вестник Российской литературы 1, 51–60.
Гоголь, Н.В. 1994: Собр. соч.: в 9 т. Т. 5. М. Достоевский, Ф.М. 1972–1990: Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.
Зайцева, Т.Б. 2011: Концепт «Любовь» в творчестве А.П. Чехова (для антологии «художе- ственные константы русской литературы»). ПИФК 3 (33), 705–710. 28 Достоевский 1972–1990/6, 158. 29 Достоевский 1972–1990/6, 364. 204 ВЛАСКИН, ЗАЙЦЕВА, РУДАКОВА
Рудакова, С.В. 2013: Основные образно-семантические категории поэтического мира Е.А. Боратынского. Магнитогорск.
Татаркина, С.В. 2002: Диалог «мужского» и «женского» в жанровой структуре прозы А.Я. Панаевой. В сб.: Проблемы литературных жанров. Томск, 219–224. Шорэ, Э., Хайдер, К. (ред.) 1999: Пол. Гендер. Культура. М.
Demidova, O. 1996: Russian Women writers in the Nineteenth Century. In: R. Marsh (ed.), Gender and Russian Literature. Cambridge, 92–112.
Marsh, R. (ed.) 1996: Gender and Russian Literature. Cambridge.
Whitford, M. 1991: Luce Irigaray: Philosophy in the feminine. London.