Аннотация
В статье представлены результаты исследования свадебной обрядности русских поселений Белорецкого района Башкортостана. Работа основана на экспедицион- ном материале, записанном в 1938 г., 1965–1969 гг., 1993–2007 гг. в селах, образованных как крестьянские поселения при металлургических заводах в середине XVIII и начале XIX вв.: Ломовка, Тирлян, Инзер, Зигаза, Тукан, Верхний Авзян, Нижний Авзян, Кага, Узян.
Свадьба – это особый фрагмент традиционной культуры, в ней сосредоточены опор- ные смыслы локальной мифологической картины мира, которая организует в целом так называемый региональный культурный текст. Предложенная работа – попытка трансля- ции базовых смыслов регионального традиционного текста в общерусский культурный контекст. Автор позиционирует свадебный обряд как фрагмент культурного текста регио- на, состоящего из семантически связанных персональных текстов. Знаковым персонажем свадебно–обрядового цикла является невеста. Поэтому в центре внимания автора – текст невесты.
Под текстом того или иного персонажа нами понимается вся совокупность обрядо- вых действий, совершаемых конкретным участником церемонии, на вербальном, акцио- нальном и предметном уровнях. В контексте свадебно–обрядового цикла девушка счита- ется невестой до момента венчания/регистрации брака, окончательный переход из одной в другую социовозрастную группу закрепляется ритуалами брачной ночи. Моисеева Светлана Анатольевна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник лаборатории народной культуры НИИ исторической антропологии и филологии МГТУ им. Г.И. Но- сова.
© IA RAS, NMSTU, JHPCS, 2017 | DOI 10.18503/1992–0431-2017-2-56–170-178 Текст невесты в свадебно-обрядовом цикле горнозаводского населения 171 Анализ локальной свадебной традиции позволил выявить, что доминантными для текста невесты в обозначенный обрядовый период являются, по классификации Арноль- да ван Геннепа, ритуалы «отделения»: невеста прощалась с незамужними подружками, с беззаботной девичьей жизнью (волей и красотой), с родителями и отчим домом. В этот период девушка переживала ослабление и разрыв прежних связей, на мифологическом уровне – ритуально–символическую смерть. Автор акцентирует внимание на текстообра- зующие локальный вариант ритуалы, репрезентирующие пороговое/лиминальное состоя- ние девушки – невесты: «отвывание родительских дверей», «отвывание зóри», «прощание с крáсотой», «продажа/выкуп невесты», «покрывания/ускрывания невесты», «проверка невестки».
Ключевые слова
свадебный обряд, текст невесты, ритуалы отделения, лиминальный период, знаки перехода
Байбурин, А.К. 1993: Ритуал в традиционной культуре. СПб.
Ван Геннеп, А. 1993: Обряды перехода. М.
Левинтон, Т.А. 1991: Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог). В кн.: А.К. Байбурин, И.С. Кон (ред.), Этнические стереотипы мужского и женско- го поведения. СПб., 210–234.
Лысенко, О.В. 1993: Феномен ткачества в архаичной модели мира (опыт описания тради- ций ткачества восточных славян на уровне концептуальной модели: нить – пояс – по- лотно. Технологический и семантический аспекты). В сб.: Г.Н. Грачева, О.В. Лысенко (ред.), Традиционные верования в современной культуре этносов. СПб, 71–103.
Рожкова, Т.И., Моисеева, С.А. 2000: Русские свадебные песни горнозаводских сел Башки- рии: сборник материалов фольклорных экспедиций лаборатории народной культуры Магнитогорского государственного университета. Магнитогорск.
Толстая, С.М. (ред.) 2002: Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.