Аннотация
В статье идет речь о ранних годах императрицы Афинаиды-Евдокии (V в. н.э.), затрагиваются вопросы ее происхождения, социального статуса, образования и истории восхождения на трон. Автор предполагает, что Афинаида родилась после 401 г. (возможно, около 405 г. н.э.), что социальный статус ее семьи был достаточно высок и у нее были связи в придворных кругах. Местом ее рождения, скорее всего, были Афины, предположения о ее связи с Антиохией и Александрией не имеют достаточных оснований. Возможно, она принадлежала к тому же кругу, что и Синезий Киренский (ее дядя Асклепиодот мог быть адресатом одного из писем Синезия). Этих людей, лояльных к христианскому государству и охотно принимающих христианство, но довольно свободно относящихся к его догматам, можно назвать «христианскими эллинистами». После смерти отца Афинаида попала в Константинополь, где представители партии «христианских эллинистов» устроили ее брак с Феодосием II. Роль, приписываемая в бракосочетании Феодосия и Евдокии сестре императора, Пульхерии, преувеличена и связана с последующей корректировкой истории после прихода Пульхерии к власти. В основе этого брака лежала близость интеллектуальных интересов жениха и невесты, поскольку Феодосий II был эрудитом в позднеантичном духе. Автор предполагает, что наиболее значительное влияние на Евдокию оказал сам Феодосий II, который обратил ее в христианство и сделал выразительницей собственных идей. Имя «Евдокия» («Благоволение»), полученное Афинаидой при крещении, является своего рода «программой» царствования Феодосия.
Ключевые слова
Восточная Римская империя, Афинаида-Евдокия, Феодосий II, Пульхерия, Синезий Киренский, поздняя античность, христианство
Александрова, Т.Л. 2016: Феодосий II и Пульхерия в изображении Созомена (к проблеме датировки «Церковной истории»). ВДИ 2, 371–387.
Кривушин, И.В. (ред.) 2010: Евагрий Схоластик. Церковная история. СПб.
Berger, A. (ed.) 2013: Accounts of Medieval Constantinople (the Patria). Dumbarton Oaks Medieval Library 24. Cambridge–Massachusets–L.
Burgess, R.W. 1993–1994: The Accession of Marcian in the Light of Chalcedonian Apologetic and Monophysite Polemic. Byzantinische Zeitshrift 86/87, 46–68.
Cameron, A. 1982: The Empress and the Poet: Paganism and Politics at the Court of Theodosius II. Yale Classical Studies 27, 217–289.
Cameron, A. 2011: The Last Pagans of Rome. Oxford.
Dindorf, L. (ed.) 1831: Ioannis Malalae Chronographia. Bonn.
Dindorf, L. (ed.) 1870: Eunapius. Fragmenta Historica. Historici Graeci Minores. Vol. 1. Leipzig.
Grierson, Ph., Mays, M. 1992: Catalogue of the Late Roman Coins in the Dumbarton Oaks Collection, from Arcadius to the Ascension of Anastasius. Washington.
Hansen, G.H. 1995: Socrates Scholasticus. Kirschengeschichte. Berlin.
Harris, J. 2013: Men without Women: Theodosius–Consistory and the Business of Government. In: C. Kelly (ed.), Theodosius II: Rethinking the Roman Empire in Late Antiquity. Cambridge.
Henry, R. (ed.) 1960: Photius. Bibliothèque. Vol. 2. Paris.
Holum, K.G. 1977: Pulcheria᾽s Crusade a.d. 421–422 and the Ideology of Imperial Victory. Greek-Roman and Byzantine Studies 18, 153–172.
Holum, K.G. 1982: Theodosian Empresses: Women and Imperial Dominion in Late Antiquity. Los Angeles.
Lourié, B. 2007: L`Histoire euthymiaque – l`oevre du patriarche Euthymios. Euphemios de Constantinople (430–496, +515). Warszavskie Studia Teologiczne XX, 2, 189–221.
McEvoy, М. 2013: Child Emperor Rule in the Late Roman West, AD 367–455. Oxford.
Millar, F. 2006: А Greek Roman Empire. Power and belief under Theodosius II (408–450). Berkley– Los Angeles–L.
Sironen, E. 1990: An Honorary Epigram for Empress Eudocia in the Athenian Agora. Hesperia 59, 371–375.
Van Nuffelen, P. 2013: Olympiodorus of Thebes and Eastern Ttriumphalism. In: C. Kelly (ed.), Theodosius II: Rethinking the Roman Empire in Late Antiquity. Cambridge.
Witby, M. 2013: Writing in Greek: Classicism and Compilation, Interaction and Transformation. In: C. Kelly (ed.), Theodosius II: Rethinking the Roman Empire in Late Antiquity. Cambridge.