Аннотация
Данная статья задумана как первая в цикле, посвященном прозвищам известных людей у греков доэллинистического времени. В ней высказываются в основном общие соображения о роли прозвищ в человеческих обществах (включая древнегреческое), о соотношении прозвищ с личными именами и с эпитетами божеств, о терминологии прозвищ у греков, о возможных причинах не слишком большого распространения прозвищ в Элладе рассматриваемой эпохи.
Прозвище – фундаментальный феномен истории культуры, и его истинное значение пока не оценено по достоинству. Прозвища, в частности, выступали в качестве средства различения индивидов внутри любого социума. Имена древних греков уже изначально в максимальной степени напоминали прозвища. Ономастические единицы в греческих полисах являлись в основном значащими.
Прозвища могут относиться – не с семантической, а с эмоциональной точки зрения – к трем основным типам. Мы имеем дело с прозвищами: а) позитивного, возвышающего характера («Олимпиец» применительно к Периклу); б) негативного, уничижительного характера («Коалем» – «простак» применительно к Кимону Старшему); в) нейтрального характера; таковые просто фиксируют некую характерную черту внешности индивида (например, «Одноглазый») либо какую-то запомнившуюся подробность его биографии (Гиппоник «Аммон» в Афинах на рубеже VI–V вв. до н.э).
В доэллинистическое время имела место еще вот какая небезынтересная черта. Пожалуй, прозвища мы чаще встречаем не у политиков и государственных деятелей, а у лиц, подвизавшихся в сфере культуры – поэтов, философов.
Ключевые слова
Греция, архаическая и классическая эпохи, прозвища, имена, ономастика, культовые эпитеты
Габелко, О.Л. 2014: Антигон Монофтальм и Антигон Фуск: к интерпретации двух про- звищ эллинистических монархов. Antiquitas aeterna 4, 119–130.
Габелко, О.Л. 2015: Неофициальные прозвища эллинистических правителей: предвари- тельная характеристика феномена. В кн.: Ю.В. Куликова (ред.), Древний мир: исто- рия и археология. М., 62–66.
Кузьмина, Ю.Н. 2007: Синкретичность культа Артемиды Эфесской. В кн.: Е.В. Смыков, А.В. Мосолкин (ред.), Antiquitas iuventae: Сборник научных трудов студентов и аспирантов. Саратов, 63–68.
Ликофрон 2011: Александра (перевод с древнегреческого и комментарий И.Е. Сурикова). ВДИ 1, 219–233; 2, 234–267.
Суриков, И.Е. 2000: Два очерка об афинской внешней политике классической эпохи. В кн.: О.Л. Габелко (ред.), Межгосударственные отношения и дипломатия в античности. Ч. 1. Казань, 95–112.
Суриков, И.Е. 2006: Остракизм в Афинах. М.
Суриков, И.Е. 2009а: Новые наблюдения в связи с ономастико-просопографическим мате- риалом афинских остраконов. Вопросы эпиграфики 3, 102–127.
Суриков, И.Е. 2009б: Удаляющиеся амазонки (Гендерная мифология и гендерная геогра- фия в древнегреческих потестарных представлениях). Адам и Ева 17, 7–39.
Суриков, И.Е. 2012: Об этимологии названий Фанагории и Гермонассы (к постановке про- блемы). Древности Боспора 16, 440–469.
Суриков, И.Е. 2015а: Античная Греция: Ментальность, религия, культура. М.
Суриков, И.Е. 2015б: Афинские Фанагоры. Древности Боспора 19, 340–350.
Суриков, И.Е. 2015в: Еще раз о происхождении названия Фанагории. Боспорские исследо- вания 31, 325–333.
Унбегаун, Б.О. 1989: Русские фамилии. М.
Успенский, Ф.Б. 2001: К вопросу о происхождении русских отчеств. В кн.: Е.А. Мельни- кова (ред.), Восточная Европа в древности и средневековье: Генеалогия как форма исторической памяти. М., 182–186.
Цымбурский, В.Л. 1990: Лаомедонт – эпиклеза Посейдона? (к разночтениям в ст. 157 «Александры» Ликофрона). В кн.: А.А. Тахо-Годи, И.М. Нахов (ред.), Античность в контексте современности. М., 66–75.
Barbantani, S. 2014: “Déjà la pierre pense où votre nom s’inscrit”: Identity in Context in Verse Epitaphs for Hellenistic Soldiers. In: R. Hunter, A. Rengakos, E. Sistakou (eds.), Hellenistic Studies at a Crossroads: Exploring Texts, Contexts and Metatexts. Berlin–Boston, 301–334.
Bourriot, F. 1976: Recherches sur la nature du genos: Étude d’histoire sociale athénienne. Periodes archaïque et classique. Lille–Paris.
Boutouropoulou, I. 2009: Le voyage d’Apollon au pays des hypervoréens ou la fascination d’un mythe culturel. In: S. Tzitzis, M. Protopapas-Marneli, B. Melkevik (éds.), Mythe et justice dans la pensée grecque. Québec, 59–69.
Brenne, S. 2001: Ostrakismos und Prominenz in Athen: Attische Bürger des 5. Jhs. v.Chr. auf den Ostraka. Wien.
Budin, S.L. 2016: Artemis. London–New York.
Burkert, W. 1999: Die Artemis der Epheser: Wirkungsmacht und Gestalt einer grossen Göttin. In: H. Friesinger, F. Krinzinger (Hgg.), 100 Jahre österreichische Forschungen in Ephesos. Wien, 59–70.
Cole, S.G. 1998: Domesticating Artemis. In: S. Blundell, M. Williamson (eds.), The Sacred and the Feminine in Ancient Greece. London–New York, 24–38.
Crawford, M. 2000: Mirabilia and Personal Names. In: S. Hornblower, E. Matthews (eds.), Greek Personal Names: Their Value as Evidence. Oxford, 145–148.
Deacy, S. 2008: Athena. London–New York.
Dubois, L. 2000: Hippolytos and Lysippos: Remarks on Some Compounds in Ἱππο-, -ιππος. In: S. Hornblower, E. Matthews (eds.), Greek Personal Names: Their Value as Evidence. Oxford, 41–52.
Duplouy, A. 2010: Observations sur les noms en -ίδηςet en -άδης aux époques archaïque et classique. In: L. Capdetrey, Y. Lafond (éds.), La cité et ses élites: Pratiques et représentation des formes de domination et de contrôle social dans les cités grecques. Paris, 307–344.
Fowler, R. 2006: ‘This Tart Fable’: Daphne, and Apollo in Modern Women’s Poetry. In: V. Zajko, M. Leonard (eds.), Laughing with Medusa: Classical Myth and Feminist Thought. Oxford, 381–398.
Fraser, P.M. 2000: Ethnics as Personal Names. In: S. Hornblower, E. Matthews (eds.), Greek Personal Names: Their Value as Evidence. Oxford, 149–157.
Habicht, Chr. 2000: Foreign Names in Athenian Nomenclature. In: S. Hornblower, E. Matthews (eds.), Greek Personal Names: Their Value as Evidence. Oxford, 119–127.
Hansen, M.H. 2004: The Use of Sub-Ethnics as Part of the Name of a Greek Citizen of the Classical Period: The Full Name of a Greek Citizen. In: T.H. Nielsen (ed.), Once Again: Studies in the Ancient Greek Polis. Stuttgart, 117–129.
Harrison, E.B. 2005: Athena at Pallene and in the Agora of Athens In: J.M. Barringer, J.M. Hurwit (eds.), Periklean Athens and its Legacy: Problems and Perspectives. Austin, 119–131.
Hatzopoulos, M. 2000: ‘L’histoire par les noms’ in Macedonia. In: S. Hornblower, E. Matthews (eds.), Greek Personal Names: Their Value as Evidence. Oxford, 99–117.
Herman G. 1990: Patterns of Name Diffusion within the Greek World and Beyond. Classical Quarterly 40, 2, 349–363.
Hornblower, S. Personal Names and the Study of Ancient Greek Historians. In: S. Hornblower, E. Matthews (eds.), Greek Personal Names: Their Value as Evidence. Oxford, 129–143.
Kanavou, N. 2011: Aristophanes’ Comedy of Names: A Study of Speaking Names in Aristophanes. Berlin–New York.
Knoepfl er, D. 2000: Oropodoros: Anthroponymy, Geography, History. In: S. Hornblower, E. Matthews (eds.), Greek Personal Names: Their Value as Evidence. Oxford, 81–98.
Krystalli-Votsi, K., Østby, E. 2014: The Temples of Apollo at Sikyon. Ιn: B. Alroth, C. Scheffer (eds.), Attitudes towards the Past in Antiquity. Creating Identities. Stockholm, 191–200.
Lateiner, D. 2005: Signifying Names and Other Ominous Accidental Utterances in Classical Historiography. Greek, Roman and Byzantine Studies 45, 35–57.
Malkin, I. 1985: What’s in a Name? The Eponymous Founders of Greek Colonies. Athenaeum 63, 114–130.
McInerney, J. 2015: “There will be Blood…”: The Cult of Artemis Tauropolos at Halai Araphenides. In: K.F. Daly, L.A. Riccardi (eds.), Cities Called Athens: Studies Honoring John McK. Camp II. London, 289–320.
Morpurgo Davies, A. 1986: Forms of Writing in the Ancient Mediterranean World. In: G. Baumann (ed.), The Written Word: Literacy in Transition. Oxford, 51–76.
Morpurgo Davies, A. 1992: Mycenaean, Arcadian, Cyprian and Some Questions of Method in Dialectology. In: J.-P. Olivier (éd.), Mykenaïka: Actes du IXe Colloque international sur les textes mycéniens et égéens organisé par le Centre de l’Antiquité Grecque et Romaine de la Fondation Hellénique des Recherches Scientifi ques et l’École française d’Athènes. Paris, 415–432.
Morpurgo Davies, A. 2000: Greek Personal Names and Linguistic Continuity. In: S. Hornblower, E. Matthews (eds.), Greek Personal Names: Their Value as Evidence. Oxford, 15–39.
Parke, H.W. 1967: The Oracles of Zeus: Dodona, Olympia, Ammon. Cambridge Mass.
Parker, R. 2000: Theophoric Names and the History of Greek Religion. In: S. Hornblower, E. Matthews (eds.), Greek Personal Names: Their Value as Evidence. Oxford, 53–79.
Petrovic, I. 2010: Transforming Artemis: from the Goddess of the Outdoor to City Goddess. In: J.N. Bremmer, A. Erskine (eds.), The Gods of Ancient Greece: Identities and Transformations. Edinburgh, 209–227.
Ranulf, S. 1933–1934: The Jealousy of the Gods and Criminal Law at Athens. Vol. 1–2. Copenhagen.
Rogers, G.M. 2012: The Mysteries of Artemis of Ephesos: Cult, Polis, and Change in the Graeco- Roman World. New Haven–London.
Schachter, A. 1994: The Politics of Dedication: Two Athenian Dedications at the Sanctuary of Apollo Ptoieus in Boeotia. In: R. Osborne, S. Hornblower (eds.), Ritual, Finance, Politics: Athenian Democratic Accounts Presented to D. Lewis. Oxford, 291–306.
Schwarze, J. 1971: Die Beurteilung des Perikles durch die attische Komödie und ihre historische und historiographische Bedeutung. München.
Shapiro, H.A. 1982: Kallias Kratiou Alopekethen. Hesperia 51, 1, 69–73.
Stamires, G.A., Vanderpool, E. 1950: Kallixenos the Alkmeonid. Hesperia 19, 4, 376–390.
Tataki, A.B. 2011: Frequent Names and Local History. Tekmeria 10, 233–247.
Trümper, M. 2014: Bathing in the Sanctuaries of Asklepios and Apollo Maleatas at Epidauros. In: A. Avramidou, D. Demetriou (eds.), Approaching the Ancient Artifact: Representation, Narrative, and Function. A Festschrift in Honor of H.A. Shapiro. Berlin–Boston, 211–231.
Winters, T.F. 1993: Kleisthenes and Athenian Nomenclature. Journal of Hellenic Studies 113, 162–165.