Аннотация
Статья вводит в научный оборот многофигурную композицию, недавно обнаруженную на плите ограды так называемого царского Большого Салбыкского кургана тагарской археологической культуры. Рисунок выбит на узкой торцевой плоскости плиты, примыкающей к юго-восточной вертикальной угловой стеле. Петроглиф практически не виден со стороны. Плита попала в конструкции кургана из каменоломни, на скальных утесах которой были высечены петроглифы и где велась добыча строительного материала для памятника. В композиции нашли отражение два мотива, известные в наскальном искусстве эпохи поздней бронзы и раннего железного века – «владыка зверей» (= «господин коней») и изображение взрослой особи копытного животного с детенышем (?) под ее брюхом. Более подробно рассмотрен второй мотив, приводятся аналогии среди наскальных петроглифов и изображений на камнях тагарских и тесинских курганов. Сделан предварительный вывод о том, что применительно к курганным конструкциям этот мотив появляется в позднетагарское и тесинское время. Единичность таких изображений пока не позволяет говорить о распространенности мотива среди рисунков на курганных плитах. Высказывается гипотеза, что размещение насыщенных рисунками плит ограды рядом с вертикальными угловыми или простеночными стелами кургана – архитектурный прием, дополняющий смысловую нагрузку стел как семантически значимых элементов конструкции.
Ключевые слова
Большой Салбыкский курган, тагарская культура, тесинская культура, петроглифы, курганная архитектура.
Вадецкая, Э.Б. 1994: Кара-Курген, Узун-Оба, Салбык, Большой Новоселовский (версии о курганах вождей тагарских племен). В сб.: А.Ю. Алексеев, Н.А. Боковенко, Л.С. Марсадолов, В.А. Семенов (ред.), Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху. СПб., 62–69.
Вяткина, К.В. 1961: Наскальные изображения Минусинской котловины. МАЭ XX, 188–237.
Гамбарян, П.П. 1972: Бег млекопитающих. Приспособительные особенности органов движения. Л.
Гептнер, В.Г., Насимович, А.А., Банников, А.Г. 1961: Млекопитающие Советского Союза. Т. 1. Парнокопытные и непарнокопытные. М.
Гусаков, М.Г. 2002: Археология – Археоастрономия – Календарь. В кн.: Т.М. Потемкина, В.Н. Обридко (ред.), Астрономия древних обществ. М., 180–186.
Зоткина, Л.В., Сутугин, С.В., Постников, Н.В., Богданов, Е.С., Тимощенко, А.А. 2021: Методика документирования наскальных изображений в курганных конструкциях: на примере памятника Скальная-5 (Аскизский район, Республика Хакасия). ПАЭАССТ 27, 966–973.
Киселев, С.В. 2016: Отчеты о раскопках Большого Салбыкского кургана за 1954–1956 годы. В кн.: Л.С. Марсадолов, В.Н. Тугужекова (ред.), Большой Салбыкский курган и археологические памятники в его окрестностях. Абакан, 6–15.
Ковалева, О.В. 2011: Наскальные рисунки эпохи поздней бронзы Минусинской котловины. Новосибирск.
Ковалева, О.В. 2013: Рисунки на плитах и стелах кургана Барсучий лог. НОСА 1(5), 91–111.
Кузьмин, Н.Ю. 1995: Изображения на плитах оград тагарских курганов у села Верхний Аскиз в Хакасии. В кн.: В.В. Бобров (ред.), Древнее искусство Азии. Петроглифы. Кемерово, 55–57.
Кузьмин, Н.Ю. 2011: Погребальные памятники хунно-сяньбийского времени в степях Среднего Енисея: Тесинская культура. СПб.
Кызласов, И.Л. 2022: Каменоломня в скале Хызыл-Хая. В кн.: Кызласов И.Л. Древности Хакасии. М., 14–20.
Леонтьев, Н.В., Панкова, С.В. 2012: Петроглифы горы Георгиевской (таштыкские резные рисунки). В сб.: Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская. Льнищенская. Улазы III. Сосниха (Тр. САИПИ X). Кемерово, 5–27.
Малолетко, А.М. 2016: Плиты каменной ограды Большого Салбыкского кургана. В кн.: Л.С. Марсадолов, В.Н. Тугужекова (ред.), Большой Салбыкский курган и археологические памятники в его окрестностях. Абакан, 54–62.
Марсадолов, Л.С. 2010: Большой Салбыкский курган в Хакасии. Абакан.
Миклашевич, Е.А., Бове, Л.Л. 2015: Исследование изображений на курганных плитах могильников под горой Бычиха (Минусинская котловина). Вестник КемГУ 3(63), 52–64.
Мухарева, А.Н. 2012: Петроглифы местонахождения Улазы III. В сб.: Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская. Льнищенская. Улазы III. Сосниха (Тр. САИПИ X). Кемерово, 57–71.
Савинов, Д.Г. 2013: «Обряды перехода» на курганных плитах Среднего Енисея. НОСА 1(5), 112–119.
Седых, В.Н., Марсадолов, Л.С. 2009: О возможных прототипах тагарских бронзовых наверший. Теория и практика археологических исследований 5, 101–110.
Советова, О.С. 2011: Приемы композиционного построения в наскальном искусстве Евразии. В сб.: Древнее искусство в зеркале археологии: к 70-летию Д.Г. Савинова (Тр. САИПИ VII). Кемерово, 161–185.
Советова, О.С., Шишкина, О.О., Аболонкова, И.В. 2021: Наскальное искусство Тепсейского археологического микрорайона. Кемерово.
Чугунов, К.В. 2008: Плиты с петроглифами в комплексе кургана Аржан-2 (к хронологии аржано-майэмирского стиля). В сб.: Тропою тысячелетий: к юбилею М.А. Дэвлет (Тр. САИПИ IV). Кемерово, 53–69.
Шер, Я.А. 1993: «Господин коней» на берегах Енисея. Петербургский археологический вестник 6, 17–22.
Шишкина, О.О. 2015: Антропоморфные изображения на плитах оград тагарских курганов и могильных плитах (по материалам археологического комплекс Тепсей). Известия ИГУ. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология 13, 50–61.
Яценко, С.А., Марсадолов, Л.С. 2005: Знаки-тамги на камнях Большого Салбыкского кургана. В сб.: Г.Г. Король (ред.), Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения С.В. Киселева. Красноярск, 212–215.