Аннотация
Исследованы образы водоплавающих птиц и рыб в декоре металла Саяно-Алтая с прилегающими территориями и Северного Тянь-Шаня конца I – начала II тыс. на материале ременных украшений всадника, а также женских атрибутов. Среди водоплавающих птиц – мотивы уток и гусей со сплетенными шеями и изображения птиц с распахнутыми крыльями. Рассмотрены сложные ихтио-/орнитоморфные композиции в сочетании с растительным декором. В группе рыб – парные рыбки-подвески, в том числе модификация мотива в виде оригинальной формы игольника-«зажима», парные рыбки в сложных композициях и двусторонние скульптурные фигурки парных рыб, а также мотив отдельной рыбы. Анализ распространения и возможных истоков влияния на появление образов позволил заключить, что они в той или иной степени присутствуют в обоих регионах, за редким исключением. В основном мотивы восходят к буддийской традиции, а их иконография – к таковой в китайском искусстве. В Саяно-Алтае находки представлены как привозными украшениями высокого качества, так и репликами. Отмечено развитие связанного с буддийской символикой мотива парных рыбок, воплощенного в оригинальной форме двусторонних полых изделий разной конструкции – игольников-«зажимов» и скульптурных фигурок, которые могли использоваться как игольники-подвески. Тянь-шаньские находки отличаются очевидным творческим потенциалом местных мастеров при среднем уровне качества исполнения декора. Благопожелательная символика привнесенных извне образов была воспринята в обоих регионах, но большого распространения в торевтике малых форм они не получили. Взаимовлияния не выявлены.
Ключевые слова
Первобытное искусство, Саяно-Алтай и прилегающие территории, Северный Тянь-Шань, торевтика малых форм, декор, ихтио- и орнитоморфные мотивы, конец I – начало II тыс.
Акишев, К.А. (ред.). 1987: Археологические памятники в зоне затопления Шульбинской ГЭС. Алма-Ата.
Арсланова, Ф.Х. 2013: Очерки по средневековой археологии Верхнего Прииртышья (Материалы и исследования по археологии Казахстана III). Астана.
Бадмаев, А.А. 2023: Утка в мифологических воззрениях бурят. Томский журнал лингвистических и антропологических исследований 4(42), 76–83.
Байпаков, К.М., Терновая, Г.А., Горячева, В.Д. 2007: Художественный металл с городища Красная Речка (VI – начало XIII века). Алматы.
Баялиева, Т.Д. 1972: Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Фрунзе.
Бир, Р. 2013: Тибетские буддийские символы. Справочник. М.
Бичурин (Иакинф), Н.Я. 1950: Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена I. М.
Боргояков, М.И. 1980: Об одном древнейшем мифологическом сюжете, его эволюции и отражении в фольклоре народов Евразии. В сб.: А.И. Мартынов (ред.), Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Кемерово, 272–277.
Бурнаков, В.А. 2010: Образ гуся в мифологических представлениях хакасов. В сб.: А.П. Деревянко (ред.), Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий XVI. Новосибирск, 378–382.
Бурнаков, В.А. 2024: Рыба в традиционном мировоззрении хакасов: образ и символ. Народы и религии Евразии 29, 2, 63–77.
Бутанаев, В.Я. 2006: Хакасы в провинции Хэйлунцзян. Абакан.
Вайнштейн, С.И. 1974: История народного искусства Тувы. М.
Горбунов, В.В., Дашковский, П.К., Тишкин, А.А. 2004: Исследование памятников средневековья на Алтае. В сб.: Н.В. Лопатин (ред.), Археологические открытия – 2004. М., 420–423.
Горячева, В.Д. 2010: Городская культура тюркских каганов на Тянь-Шане (середина VI – начало XIII века). Бишкек.
Гудкова, А.В. 1964: Ток-кала. Ташкент.
Дмитриева, Е.Н., Левашева, В.П. 1965: Материалы из раскопок сибирских бугровщиков. СА 2, 225–236.
Евтюхова, Л.А. 1948: Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов). Абакан.
Есбергенова, С.Х. 2020: Верования и обряды каракалпаков, связанные с рыболовством. Вестник антропологии 2 (50), 125–136.
Забияко, А.П., Ван Цзяньлинь 2015: Наскальные изображения Северо-Восточного Китая. Благовещенск.
Иванов, С.В. 1954: Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX – начала XX в. (Тр. Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Новая серия XXII). М.–Л.
Иванов, С.В. 1955: К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья. В сб.: С.П. Толстов (ред.), Сборник Музея антропологии и этнографии XVI, 165–264.
Иванов, С.В. 1979: Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. Л.
Иерусалимская, А.А. 1972: К сложению школы художественного шелкоткачества в Согде. В сб.: А.А. Иванов, С.С. Сорокин (ред.), Средняя Азия и Иран. Л., 5–56.
Илимбетова, А.Ф. 2015: Культ птиц у башкир в свете духовного наследия народов мира. Уфа.
Илюшин, А.М. 1999: Могильник Саратовка: публикация материалов и опыт этноархеологического исследования. Кемерово.
Камышев, А.М. 2023: Зооморфные сюжеты в торевтике Притяньшанья. Бишкек.
Кара, Д. 1972: Книги монгольских кочевников (Культура народов Востока: материалы и исследования). М.
Кечиева, З.Р. 2016: Зооморфные образы на средневековой торевтике Тянь-Шаня. Вестник НГУ. Серия: История, филология 15, 5: Археология и этнография, 159–165.
Киселев, С.В. 1949: Древняя история Южной Сибири (МИА 9). М.–Л.
Кляшторный, С.Г., Савинов, Д.Г. 2005: Степные империи древней Евразии (Исторические исследования). СПб.
Кореняко, В.А. 2002: Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль (Культура народов Востока: материалы и исследования). М.
Король, Г.Г. 2008: Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки (Тр. САИПИ V). М.–Кемерово.
Король, Г.Г. 2019: Составные украшения застежки с территории Саяно-Алтая конца I – начала II тыс. В сб.: М.А. Дэвлет (ред.). Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства (2) (Тр. САИПИ XII). М.–Кемерово, 175–195.
Король, Г.Г. 2021: Неизвестное в известном: коллекция случайных находок средневековой торевтики малых форм из Минусинской котловины. ПИФК 2, 101–127.
Король, Г.Г. 2024: Орнитоморфные мотивы средневекового художественного металла Саяно-Алтая и Тянь-Шаня. ПИФК 4, 317–337.
Король, Г.Г., Конькова, Л.В. 2009: Средневековые ременные украшения из Минусинской котловины: собрания XIX в. в коллекциях Эрмитажа. В сб.: А.А. Тишкин (ред.), Теория и практика археологических исследований 5. Барнаул, 136–147.
Король, Г.Г., Наумова, О.Б. 2017: Художественный металл у кочевников (Центральная Азия рубежа I–II тыс.). М.
Кочешков, Н.В. 1997: Тюрко-монголы и тунгусо-маньчжуры. Проблемы историко-культурных связей на материале народного декоративного искусства XIX–XX веков. СПб.
Кызласов, Л.Р., Король, Г.Г. 1990: Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М.
Левашева, В.П. 1939: Из далекого прошлого южной части Красноярского края. Красноярск.
Лубо-Лесниченко, Е.И. 1975: Привозные зеркала Минусинской котловины. М.
Миллер, Г.Ф. 1937: История Сибири 1. М.–Л.
Могильников, В.А. 2002: Кочевники северо-западных предгорий Алтая в IX–XI веках. М.
Напольских, В.В. 1990: Древнейшие финно-угорские мифы о возникновении земли. В сб.: И.Н. Гемуев (ред.), Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 5–20.
Плотников, Ю.А. 1987: Скульптурные изображения рыб в памятниках сросткинской культуры. В сб.: Ю.С. Худяков, С.А. Гладышев (ред.), Новые памятники металла на Среднем Амуре. Новосибирск, 110–120.
Полидович, Ю.Б., Малюк, Н.И. 2016: Образ рыбы в искусстве скифо-сарматского времени. В сб.: Л.Т. Яблонский, Л.А. Краева (ред.), Константин Федорович Смирнов и современные проблемы сарматской археологии. Оренбург, 209–216.
Сагалаев, А.М. 1990: Птица, дающая жизнь (из тюрко-угорских мифологических параллелей). В сб.: И.Н. Гемуев (ред.), Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 21–34.
Снесарев, Г.П. 1969: Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.
Соколовская, Л.Ф. 2001: К изображению рыб на средневековой керамике Афрасиаба VII–XIII вв. В сб.: Т.Ш. Ширинов (ред.), ИМКУ 32. Ташкент, 164–169.
Спасский, Г. 1818: О сибирских древних курганах. Сибирский вестник 2, 20 (147)–50 (177).
Табалдиев, К.Ш. 2011: Древние памятники Тянь-Шаня. Бишкек.
Терентьев-Катанский, А.П. 2004: Иллюстрации к китайскому бестиарию «Мифологические животные древнего Китая». СПб.
Торгоев, А.И. 2010: Патрицы с изображением черепахи и журавля из Чуйской долины. РА 3, 160–163.
Хасенова, Б.М. 2016: Образ рыбы в средневековом искусстве кочевников Центральной Евразии. В сб.: Б.А. Байтанаев (ред.), Актуальные проблемы археологии Евразии. Алматы, 717–725.
Хасенова, Б.М. 2019: Женский костюм степной Евразии эпохи средневековья: символ гендера и времени. В сб.: А. Онгарулы (ред.), Степная мода: костюм и текстиль. Каталог выставки (Великая степь: история и культура, V). Нур-Султан, 114–121.
Худяков, Ю.С., Борисенко, А.Ю., Кечиева, З.Р. 2017: Бронзовые бляшки с изображениями из Чуйской долины и Иссык-Кульской котловины Кыргызстана. Вестник НГУ. Серия: История, филология 16, 3: Археология и этнография, 70–79.
Gyllensvärd, B. 1958: T’ang gold and silver. Göteborg.
Kaogu. 2011. Iss. 8. (in Chinese)
Kaogu suebao. 1954. Iss. 8. (in Chinese)
Laufer, B. 1912: Jade. A Study in Chinese Archaeology and Religion. Chicago.
McArthur, M. 2002: Reading Buddhist art. An Illustrated Guide to Buddhist Signs and Symbols. London.
Wenwu. 1987. Iss. 11. (in Chinese)
Wenwu. 1996. Iss. 1. (in Chinese)
White, J.M., Bunker, E.C. 1994: Adornment for Eternity. Status and Rank in Chinese Ornament. Denver.
Williams, C.A. 1960: Encyclopedia of Chinese Symbolism and Art Motives. New York.