Аннотация
Отражаемый количественными соотношениями – ритмом – порядок служит основой всей деятельности человека. Орудия труда эпохи ашеля имеют правильную, эстетически воспринимаемую форму. Абстрактные изображения с регулярной ритмической организацией эпохи мустье отражают образ порядка. Первобытное искусство противостоит природе, не имея другого предшественника. Оно вырастает из синкретического комплекса культуры, где ритмически правильная организация произведений демонстрирует рост эстетического компонента или красоты, дающих человеку отдых, радость и удовольствие. В эпоху верхнего палеолита в наскальных изображениях создаются простые регулярные композиции. Образ зверя с конкретным узнаваемым ритмическим рисунком вырабатывается в наскальной живописи, мобильном искусстве, схемах, текстах и орнаменте (ритм образа). Декоративные изображения создают искусственный ритм, более простой или более сложный относительно природного. Они вписываются в поверхность и форму предметов, дополняют ее, соединяясь с конструкцией. Возникают разнообразные формы искусственных ритмических сочетаний. В основе создания орнамента лежит способность человека выстроить правильный ритмический порядок или структуру изображения и композиции (ритм орнамента). Орнамент складывается на различном уровне творческой деятельности и разными путями: овладение ритмом в элементарных начертаниях, упрощение или усложнение фигуративных изображений и текстов, завершение «недоделанности» природной формы. Это усиление значения для человека всех природных форм и материалов. В создании красоты искусства, гармоничных новых форм с искусственным ритмом, человек, отталкиваясь от природы, сопротивляется ее стихии, преодолевает качества материалов и незавершенную красоту природных форм.
Ключевые слова
Первобытное искусство, эстетика, ритм, симметрия, орнамент, текст, схема.
Абрамова, З.А. 1978: Палеолитическое искусство на территории СССР (САИ А4–3). М.–Л.
Алексеев, В.П. 1976: К происхождению бинарных оппозиций в связи с возникновением отдельных мотивов первобытного человека. В кн.: Р.С. Васильевский (отв. ред.), Первобытное искусство. Новосибирск, 40–46.
Беляева, Е.В., Любин, В.П. 2011: Ашельские рубила и истоки протодизайна. Российский археологический ежегодник 1, 73–99.
Бибикова, В.И. 1965: О происхождении мезинского палеолитического орнамента. СА 1, 3–8.
Борисковский, П.И. 1972: Несколько слов о мезинском орнаменте. КСИА 131, 11–13.
Вишняцкий, Л.Б. 2019: О подлинном авторе магической гипотезы происхождения палеолитического искусства. Первобытная археология. Журнал междисциплинарных исследований 1, 48–63.
Гвоздовер, М.Д. 1985. Орнамент на поделках костенковской культуры. СА 1, 9–22.
Демирханян, А.Р., Фролов, Б.А. 1986: Ритм и символ в первобытном искусстве. Историко-филологический журнал АН Арм. ССР 3, 150–168.
Дэвлет, Е. Г. 2004: Альтамира: у истоков искусства. М.
Елинек, Я. 1982: Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага.
Ефименко, П.П. 1953: Первобытное общество. Киев.
Жилина, Н.В. 2024: Текст и орнамент: родство и расхождение. От первобытности до средневековья и современного искусства. В кн.: А.В. Зайков (ред.), Мир первобытного человека: современные исследования и проблемы сохранения памятников первобытной эпохи. Материалы всероссийской научной конференции. Севастополь, 33–42.
Кабо, В.Р. 1972: Синкретизм первобытного искусства (По материалам австралийского изобразительного искусства). В кн.: Е.М. Мелетинский (отв. ред.), Ранние формы искусства. Сборник статей. М., 275–299.
Лекомцева, М.И. 1972: К анализу смысловой стороны искусства аборигенов Грут-Айленда (Австралия). В кн.: Е.М. Мелетинский (отв. ред.), Ранние формы искусства. Сборник статей. М., 300–319.
Леруа-Гуран, А. 1971: Религии доистории. В кн.: Р.С. Васильевский (отв. ред.), Первобытное искусство. Новосибирск, 81–90.
Лукин, В.А. 1999: Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. М.
Мартинес, Р. (гл. ред.) 1998: История искусства. Первые цивилизации. М.
Матье, М.Э. 1961: Искусство Древнего Египта. Л.–М.
Окладников, А.П: 1967. Утро искусства. Л.
Попов, Д.К. 1880: Из первобытной жизни человека. СПб.
Ренчлер, И., Херцбергер, Б., Эпстайн, Д. (ред.) 1995: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.
Рогинский, Я.Я. 1982: Об истоках возникновения искусства. М.
Смирницкая, Е.В. 2005: Орнамент как мировоззрение (пространственные структуры в архаических культурах. В сб.: Е.Г. Дэвлет (ред.), Мир наскального искусства. Сборник докладов международной конференции. М, 231–236.
Столяр, А.Д. 1985: Происхождение изобразительного искусства. М.
Филиппов, А.К. 1997: Происхождение изобразительного искусства. СПб.
Фрезер, Д.Д. 1980: Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.
Фролов, Б.А. 1979: Мотивы первобытного анималистического творчества. В кн.: Р.С. Васильевский (отв. ред.). Звери в камне. Первобытное искусство. Новосибирск, 36–47.
Фролов, Б.А. 1992: Первобытная графика Европы. М.
Шестаков, В.П. (ред.-сост.) 1962: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в пяти томах. Т. 1. Античность. Средние века. Возрождение. М.
Breuil, Y. 1962: The Paleolothic Age. In: Huyqhe (ed.), Art and Mankind. Larousse Encyclopedia of Prehistoric and Ancient Art. London, 30–39.
Huyqhe, R. 1962: Art Forms and Society. In: R. Huyqhe (ed.), Art and Mankind. Larousse Encyclopedia of Prehistoric and Ancient Art. London, 16–25.
Reinach, S. 1903: L’art et la magie. A propos des peintures et des gravures de l’âge du Renne. L’Anthropologie 14, 257–266.
Zilhão, J. 2007: The Emergence of Ornaments and Art: An Archaeological Perspective on the Origins of “Behavioral Modernity”. Journal of Archaeological Research 15(1), 1–54.
Zilhão, J. 2012: Personal ornaments and symbolism among the Neanderthals. Developments in Quaternary Science 16, 35–49.