скачать PDF

Аннотация

Реминисценции вторжения вавилонского царя Навуходоносора II в Египет в 567 г. до н.э. сохранились в ряде исторических и литературных свидетельств, в т.ч. в библейской традиции, коптском «Романе о Камбисе», исторических трудах Иоанна Никиусского и ибн Абд ал-Хакама. Согласно некоторым из этих свидетельств, после вавилонского вторжения Египет оставался разрушенным в течение 40 лет, за которыми последовало некое его вос- становление. Можно предположить, что на первоначальном этапе бытования этого сюжета имелись сведения о том, что вавилоняне, чье вторжение покончило с царем Априем, дей- ствовали в пользу Амасиса – его противника в междоусобице; правление Амасиса было воспринято как глубокий упадок Египта, а приход персов во главе с Камбисом II – как его восстановление. По-видимому, первоначально Камбис был представлен сугубо положи- тельным персонажем (ср., например, известную в античной передаче легенду о Камбисе и царевне Нитетис), а сам сюжет был выдвинут сторонниками Априя и противниками Амасиса, приветствовавшими низложившее его дом персидское завоевание. В ходе даль- нейшего бытования этого сюжета, вероятно, под влиянием антиперсидской тенденции, которая стала преобладать в египетской и античной традициях, из него были устранены как негативный образ Амасиса, так и позитивный – Камбиса, причем последний контами- нировался с образом Навуходоносора. Кроме того, сам сюжет приобрел черты характер- ного колорита египетского демотического эпоса, героизировавшего ливийскую военную знать, к среде которой могли принадлежать и его создатели – противники дома Амасиса.

Ключевые слова

Египет, Навуходоносор II, Камбис II, Априй, Амасис, античная традиция, египетская средневековая традиция.

Иван Андреевич Ладынин – доктор исторических наук, старший научный сотрудник ИВИ РАН, доцент кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Abd ar-Rakhman ibn Abd al-Khakam 1985: Zavoevanie Egipta, al-Magriba i al-Andalusa [The Conquest of Egypt, al-Magrib and al-Andalus]. Moscow.

Абд ар-Рахман ибн Абд ал-Хакам 1985: Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса. М.

Aegyptische Urkunden – Aegyptische Urkunden aus den Koeniglichen Museen zu Berlin. Koptische Urkunden. Bd. 1. Berlin, 1904.

Banshchikova, A.A. 2015: Perelomnye epokhi v istoricheskoy traditsii i soznanii drevnikh egiptyan. Po istochnikam kontsa II tys. do n.e. – I tys. n.e. [Crucial Periods in Ancient Egyptian Tradition and Historical Consciousness. From the Sources of the Late Second Millennium BC to the First Millennium AD]. Moscow.

Банщикова, А.А. 2015: Переломные эпохи в исторической традиции и сознании древних египтян. По источникам конца II тыс. до н.э. – I тыс. н.э. М.

Bolshakov, A.O., Sushchevskiy, A.G. 1991: Geroy i obshchestvo v drevnem Egipte [The Hero and Society in Ancient Egypt]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 3, 3–27.

Большаков, А.О., Сущевский, А.Г. 1991: Герой и общество в древнем Египте. ВДИ 3, 3–27.

Briant, P. 1996: Histoire de l’empire perse. De Cyrus à Alexandre. Paris.

Brown, T.S. 1982: Herodotus’ Portrait of Cambyses. Historia 31, 387–403.

Demidchik, A.E. 2005: Bezymyannaya piramida. Gosudarstvennaya doktrina drevneegipetskoy Gerakleopol’skoy monarkhii [A Nameless Pyramid: The State Doctrine of the Ancient Egyptian Heracleopolitan Monarchy]. St. Petersburg.

Демидчик, А.Е. 2005: Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб.

Edakov, A.V. 1988: Reformy Amasisa i ikh sud’ba v pozdnesaisskoe vremya [Amasis’ reforms and their destiny in the late Sais time]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 112–126.

Эдаков, А.В. 1988: Реформы Амасиса и их судьба в позднесаисское время. ВДИ 1, 112–126.

Elagina, D. 2018: The Textual Tradition of the Chronicle of John of Nikiu: Towards the Critical Edition of the Ethiopic Version. Diss. Ph.D. Hamburg.

Elanskaya, A.I. (transl.) 2001: Izrecheniya egipetskikh ottsov [Logia of Egyptian Fathers]. St. Petersburg.

Еланская, А.И. (пер.) 2001: Изречения египетских отцов. СПб.

Frantsuzov, S.A. 2010: Ioann Nikiuskiy [John of Nikiu]. In: Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Vol. XXIII. Moscow, 371–372.

Французов, С.А. 2010: Иоанн Никиуский. В кн.: Православная энциклопедия. Т. XXIII. М., 371–372.

Fried, L.S. 2004: The Priest and the Great King: Temple-Palace Relations in the Persian Empire. Winona Lake (Biblical and Judaic studies from the University of California, San Diego, 10). Winona Lake.

Habaj, M. 2018a: Some Notes on the Historical Background of the Cambyses Romance. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 3, 629–643.

Habaj, M. 2018b: Some Notes on the Tradition of Cambyses/Nebuchadnezzar in Book LI of John of Nikiu’s Chronicle. Egitto e Vicino Oriente 41, 151–166.

Hoffmann, F., Quack, J.F. 2018: Anthologie der demotischen Literatur. 2. Aufl. (Einführungen und Quellentexte zur Ägyptologie, 4). Berlin.

Hornung, E., Krauss, R., Warburton, D. (eds.) 2006: Ancient Egyptian Chronology (Handbook of Oriental Studies. Section One: The Near and Middle East, 83). Leiden.

Jasnow, R. 1999: Remarks on continuity in Egyptian literary tradition. In: E. Teeter, J.A. Larson (eds.), Gold of Praise: Studies on Ancient Egypt in Honor of Edward F. Wente (Studies in Ancient Oriental Civilization, 58). Chicago, 193–205.

Kitchen, K.A. 1986: The Third Intermediate Period in Egypt (1100–650 B.C.). 2nd ed. Warminster.

Kholod, M.M. 2023: Ioann Nikiuskiy o tsare Kambise: neskol’ko zamechaniy [John of Nikiu on the King Cambyses: some notes]. Proslogion: Problemy sotsial’noy istorii i kul’tury Srednikh vekov i rannego Novogo vremeni [Proslogion: Studies in Medieval and Early Modern Social History and Culture] 7/1, 173–188.

Холод, М.М. 2023: Иоанн Никиуский о царе Камбисе: несколько замечаний. Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени 7/1, 173–188.

Kholod, M.M. 2024: Persidskiy tsar’ Kambis v “Khronike” Ioanna Nikiuskogo [The Persian King Cambyses in the Chronicle of John of Nikiu]. Schole 18/2, 607–629.

Холод, М.М. 2024: Персидский царь Камбис в «Хронике» Иоанна Никиуского. Schole 18/2, 607–629.

Ladynin, I.A. 2002: ‘Nechestivyy pravitel’’ v religiozno-ideologicheskoy traditsii drevnego Egipta II tys. do n.e. [‘Impious Ruler’ in the Religious and Ideological Tradition of Ancient Egypt in the 2nd Millennium BC]. In: E.E. Kormysheva (ed.), Kul’turnoe nasledie Egipta i khristianskiy Vostok [The Cultural Heritage of Egypt and the Christian Orient]. Moscow, 155–176.

Ладынин, И.А. 2002: «Нечестивый правитель» в религиозно-идеологической традиции древнего Египта II тыс. до н.э. В сб.: Э.Е. Кормышева (ред.), Культурное наследие Египта и христианский Восток. М., 155–176.

Ladynin, I.A. 2006: Legenda o egipetskoy tsarevne Nitetis (Herod. III. 1–2; Athen. XIII. 560d–f) v politiko-istoricheskom kontekste VI v. do n.e. [The Legend about the Egyptian Princess Nitetis (Herod. III. 1–2; Athen. XIII. 560d–f) in the Political and Historical Context of the 6th Century BC]. In: Antichnyy mir i arkheologiya [Ancient World and Archaeology] 12. Saratov, 33–42.

Ладынин, И.А. 2006: Легенда о египетской царевне Нитетис (Herod. III. 1–2; Athen. XIII. 560d–f) в политико-историческом контексте VI в. до н.э. АMA 12, 33–42.

Ladynin, I.A. 2006: The Elephantine Stela of Amasis: Some problems and prospects of study. Göttinger Miszellen 211, 31–57.

Ladynin, I.A. 2009: Antichnaya traditsiya o tsare Amasise i ee egipetskie literaturnye prototipy [The classical tradition on the King Amasis and its Egyptian literary prototypes]. In: Antichnyy mir i arkheologiya [Ancient World and Archaeology] 13. Saratov, 357–372.

Ладынин, И.А. 2009: Античная традиция о царе Амасисе и ее египетские литературные прототипы. AMA 13, 357–372.

Ladynin, I.A. 2013: Svedeniya Psevdo-Aristotelevoy «Ekonomiki» o Kleomene iz Navkratisa i toposy drevneegipetskoy propagandy [Evidence of Pseudo-Aristoteles’ Economy on Cleomenes of Naucratis and the Topoi of the Ancient Egyptian Propaganda]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2, 18–40.

Ладынин, И.А. 2013: Сведения Псевдо-Аристотелевой «Экономики» о Клеомене из Навкратиса и топосы древнеегипетской пропаганды. ВДИ 2, 18–40.

Ladynin, I.A. 2017: “Snova pravit Egipet!” Nachalo ellinisticheskogo vremeni v kontseptsiyakh i konstruktakh pozdneegipetskikh istoriografii i propagandy [“Egypt Rules Again!” The Start of the Hellenistic Period in the Concepts and Constructs of Late Egyptian Historiography and Propaganda] (Trudy Istoricheskogo fakul’teta MGU, 84. Ser. II: Istoricheskie issledovaniya, 40) [Proceedings of the Faculty of History, M. V. Lomonosov Moscow State University, 84. Series II. Historical Studies, 40]. Moscow–St. Petersburg.

Ладынин, И.А. 2017: «Снова правит Египет!» Начало эллинистического времени в концепциях и конструктах позднеегипетских историографии и пропаганды (Тр. Исторического факультета МГУ, 84. Сер. II: Исторические исследования, 40). М.–СПб.

Ladynin, I.A., Nemirovskiy, A.A. 2004: Pokhod Navukhodonosora II na Egipet 567 g. do n.e. v svedeniyakh egipetskoy i vetkhozavetnoy traditsiy (Predvaritel’nye zamechaniya) [The Campaign of Nebukednezzar II against Egypt in 567 BC in the Light of the Egyptian Evidence and the Old Testament (Preliminary Remarks)]. In: E.E. Kormysheva (ed.), Kul’turnoe nasledie Egipta i khristianskiy Vostok [The Cultural Heritage of Egypt and the Christian Orient] 2. Moscow, 63–76.

Ладынин, И.А., Немировский, А.А. 2004: Поход Навуходоносора II на Египет 567 г. до н.э. в сведениях египетской и ветхозаветной традиций (Предварительные замечания) В сб.: Э.Е. Кормышева (ред.), Культурное наследие Египта и христианский Восток 2. М., 63–76.

Lenfant, D. 2009: Les Histoires perses de Dinon et d’Héraclide (Persika, 13). Paris.

Lloyd, A.B. 1982: The Inscription of Udjahorresnet: a Collaborator’s Testament. Journal of Egyptian Archaeology 68, 166–180.

Pevzner, S.B. 1971: Rasskaz Ibn Abd al-Khakama o drevney istorii Egipta [The Narration of Ibn Abd al-Khakam about Egypt’s Ancient History]. In: Pis’mennye pamyatniki Vostoka [Written Tradition of the Orient]. Moscow, 61–85.
Певзнер, С.Б. 1971: Рассказ Ибн Абд ал-Хакама о древней истории Египта. В сб.: Письменные памятники Востока. М., 61–85.

Posener, G. 1936: La première domination perse en Égypte (Bibliothèque d’étude, 11). Le Caire.

Quack, J.F. 2011: Zum Datum der persischen Eroberung Ägyptens unter Kambyses. Journal of Egyptian History 4/2, 228–246.

Rollinger, R. 2012: Herodotus. V: Cambyses according to Herodotus. In: Encyclopaedia Iranica, https://iranicaonline.org/articles/herodotus-v.

Ryholt, K. 2004: The Assyrian Invasion of Egypt in Egyptian Literary Tradition. In: J.G. Dercksen (ed.), Assyria and Beyond: Studies Presented to Mogens Trolle Larsen. Leiden, 483–510.

Spiegelberg, W. 1914: Die sogenannte Demotische Chronik des Papyrus 215 der Bibliothèque Nationale zu Paris (Demotische Studien, 7). Leipzig.

Venticinque, Ph.F. 2006: What’s in a Name? Greek, Egyptian and Biblical Traditions in the “Cambyses Romance”. Bulletin of the American Society of Papyrologists 43, 139–158.