Аннотация
В 2020 г. на иудейском некрополе у Павловского мыса близ Керчи найдены 13 еврейских эпитафий, авторы издали их; в 2022 г. найдены еще 6, авторы публикуют их здесь. Все 6 на греческом языке, по содержанию краткие – включают личное имя покойного и патронимик. Имена ветхозаветные – Иаков, Гедур, возможно, Моисей, Барух, особенно интересны египетское имя одного покойного Иут и его арабское прозвище Усам. В целом в 19 эпитафиях 2–3 греческих имени, 12–13 еврейских. Для иудеев Диаспоры это невероятный результат, ибо на территории Европы у них абсолютно преобладают греческие и римские имена. Необычно и гендерное распределение: всего 2 эпитафии женщин, 1 детская, остальные 15 мужчины. Эти гендерные особенности подтверждают мнение исследователей Павловского могильника, что на Ак-Буруне располагался отряд иудейских солдат. А преобладание еврейских имен указывает, что они происходили из Палестины, 2/3 антропонимики которой еврейские. По времени ко II–III вв. относится большинство эпитафий – 10, от III–IV вв. их 6. Комплекс 19 эпитафий показывает, что Павловский могильник – уникальный археологический памятник, не имеющий аналогий в римско-иудейском мире, на нем надо вести систематические раскопки. В Addenda дан критический отзыв об изданиях манумиссии из Гермонассы и строительной надписи из Танаиса.
Ключевые слова
Боспор Киммерийский, Павловский могильник, иудейские солдаты, эпитафии II–IV вв., манумиссии, просопография.
Бейлин, Д.В., Рукавишникова, И.В., Куликов, А.В. 2023а: Новые находки лапидарных памятников в районе Павловского мыса (город Керчь). В сб.: Боспорский феномен: quarta pars saeculi. Итоги, проблемы, дискуссии. Материалы международной научной конференции. СПб., 356–364.
Бейлин, Д.В., Рукавишникова, И.В., Куликов, А.В. 2023б: О локализации позднеантичного некрополя близ Павловского мыса в Керчи. РА 2, 152–169.
Бейлин, Д.В., Яйленко, В.П. 2022: Новые иудейские эпитафии II–IV вв. из Керчи. ПИФК 4, 115–146.
Бехтер, А.П., Чхаидзе, В.Н. 2021: Новые данные о «боящихся бога» на Азиатском Боспоре. ВДИ 4, 922–937.
Болгов, Н.Н. 1996: Закат античного Боспора. Очерки истории Боспорского государства позднеантичного времени (IV–VI вв.). Белгород.
Болгов, Н.Н. 2002: Северное Причерноморье позднеантичного времени: проблемы истории и археологии. Белгород.
Болтунова, А.И., Книпович, Т.Н. 1962: Очерк истории греческого лапидарного письма на Боспоре. НЭ 3, 3–31.
Иванчик, А.И. 2020: Строительная надпись из Танаиса: еще раз к вопросу о еврейской общине в Танаисе. ВДИ 4, 943–953.
Казанский, М.М. 2020: Готы на Боспоре Киммерийском в начале эпохи великого переселения народов. БИ 40, 140–157.
Кашаев, С.В., Кашовская, Н.В. 2017: Иудейские камни и надписи Боспора. Хазарский альманах 15, 104–131.
Левинская, И.А. 2019: Община иудеев и боящихся бога. Петербургский исторический журнал 1, 314–321.
Лившиц, В.А. 2010: Парфянская ономастика. Санкт-Петербург.
Сидоренко, В.А. 2018: Две надписи на камне из раскопок в Босфорском переулке в Керчи в 2007 г. МАИЭТ 23, 510–519.
Сикстулис, Я.П. и др. 1986: Арабы. В кн.: М.В. Крюков и др. (ред.), В кн.: Системы личных имен у народов мира. М., 43–58.
Чичуров, И.С. 1980: Византийские исторические сочинения. М.
Яйленко, В.П. 2003: Фанагорийские манумиссии и списки имен из находок 1970-х годов. ДБ 6, 351–374.
Яйленко, В.П. 2010: Христианские и парахристианские надписи Боспора IV–VI вв. ДБ 14, 610–711.
Яйленко, В.П. 2015: Слово и дело: о публикации ольвийского декрета с честь смирнейца Стефана. АМА 17, 195–208.
Яйленко, В.П. 2017: История и эпиграфика Ольвии, Херсонеса и Боспора VII в. до н. э. ‒ VII в. н. э. СПб.
Яйленко, В.П. 2022: Историко-эпиграфическая проблематика изучения боспорского иудейства I–V вв. ПИФК 4, 147–174.
Brown, F. 1906: A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament. Oxford.
Chaniotis, A. 2002: The Jews of Aphrodisias: New Evidence and Old Problems. Scripta Classica Israelica 21, 209–242.
Crönert, G. 1903: Memoria Graeca Herculanensis. Lipsiae.
Gardthausen, V. 1913: Griechische Palaeographie. Bd. 2. Leipzig.
González Salinero, R. 2003: El servicio militar de los judíos en el ejército romano. Aquila Legionis 4, 45–91.
Hansen, B. 1958: Rückläufiges Wörterbuch der griechischen Eigennamen. Berlin.
Horst, P.W. 2014: What Can We Learn from Early Jewish Epigraphy? Scripta Judaica Cracoviensia 12, 33–46.
Kraeling, C.H. 1979: The Synagogue. Excavations at Dura-Europos. New York.
Mayser, E. 1923: Grammatik der griechischen Papyri aus der Ptolemäerzeit. Berolini, Lipsiae.
Noy, D. 1994: The Jewish Communities of Leontopolis and Venosa. In: J.W. van Henten, P.W. van der Horst (eds.), Studies in Early Jewish Epigraphy. Leiden, 162–182.
Noy, D. 1995: Jewish Inscriptions of Western Europe. Vol. II. The City of Rome. Cambridge.
Olshanetsky, H. 2021: Service of the Empire: Continuity of Jewish Military Service in the Armies of Rome. Sapiens Ubique Civis 2, 129–162.
Pape, W., Benseler, G.E. 1884: Wörterbuch der griechischen Eigennamen. Braunschweig.
Preisigke, F. 1922: Namenbuch, enthaltend alle… Menschennamen. Heidelberg.
Rocca, S. 2010: Josephus, Suetonius and Tacitus on the Military Service of Roman Jews. Materia Giudaica 20, 7–30.
Roth, J.P. 2007: Jews and the Roman army: Perceptions and Realities. In: L. de Blois et al. (eds.), The Impact of the Roman Army (200 B.C. – A.D. 476): Economic, Social, Political, Religious and Cultural Aspects. Leiden, 409–420.
Rutgers, L.V. 1995: The Jews in Ancient Late Rome. Leiden.
Schoenfeld, A.J. 2006: Sons of Israel in Caesar’s Service: Jewish Soldiers in the Roman Military. Shofar. An Interdisciplinary Journal of Jewish Studies 24/3, 115–126.
Tal Ilan, 2002: Lexicon of Jewish names in late antiquity. Pt. I. Palestine 330 BCE – 200 CE. Tübingen.
Zgusta, L. 1955: Die Personennamen griechischer Städte der nördlichen Schwarzmeerküste. Praha.
Zunz, L. 1837: Namen der Juden. Leipzig.