скачать PDF

Аннотация

Культы священных животных оказываются важным элементом древнеегипетской религии Позднего времени. Особенно важным это почитание оказывается в эпоху Птолемеев, когда цари начинают регулярно сообщать о своей заботе об основных священных животных. В статье рассматриваются эти сообщения с целью определить, какие именно формы принимала забота о священных животных. Так, очевидно, что цари регулярно посещали культовых животных, участвовали в их интронизации, оплачивали их захоронения и заботились о храмах, где эти животные жили и почитались. Кроме того, в статье поднимается вопрос о причинах того, почему цари династии Птолемеев так активно использовали этот сюжет. Как представляется, причины этого оказываются двойственными. С одной стороны, в Египте Позднего времени, в особенности после его завоевания Ахеменидами, получают распространение различные сюжеты о кощунстве того или иного чужеземного царя по отношению к священным животным. Так, сообщается, что они всячески вредят им, убивают их, в некоторых случаях даже поедают. Таким образом, Птолемеи, которые не только не вредят, но даже помогают священным животным, противопоставляются этим чужеземных правителям прошлого и тем самым подтверждают свой легитимный статус в глазах египетского жречества. С другой стороны, важными оказываются представления о культе животных самих правителей династии Птолемеев и правящей греко-македонской элиты. Поскольку они могли познакомиться с этим культом и по античной традиции, в частности, по трудам Геродота, для них его важность могла быть понятна даже без учета интересов египетского населения.

Ключевые слова

Древний Египет, эллинизм, Птолемеи, священные животные, Апис, египетское жречество.

Михаил Сергеевич Апенко – аспирант кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, младший научный сотрудник ИВИ РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Апенко, М.С. 2023: Манефон Севеннитский и его место в египетской жреческой корпорации. ПИФК 1, 108–123

Берлев, О.Д. 1979: «Золотое имя» египетского царя. В сб: И.С. Кацнельсон (отв. ред.), Ж.Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. М., 41–59.

Демидчик, A.E. 2005: Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб.

Дандамаев, М.А., Луконин, В.Г. 1980: Культура и экономика древнего Ирана. М.

Ладынин, И.А. 2007: 3-я Сирийская война и захват Птолемеем III в Азии культовых пред- метов в сведениях книги Даниила и Порфирия Тирского. Antiquitas aeterna 2, 273–287.

Ладынин, И.А. 2009: «Соколы-Нектанебы»: Скульптурные изображения Нектанеба II перед богом Хором и их концепция. ВДИ 4, 3–26.

Ладынин, И.А. 2013: Сведения Псевдо-Аристотелевой «Экономики» о Клеомене из Навкратиса и топосы древнеегипетской пропаганды. ВДИ 2, 18–40.

Ладынин, И.А. 2014: От вместилищ богов к магическим помощникам: рецепция переднеазиатского представления о культовых изображениях в позднем и греко-римском Египте. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки 156 (3), 158–168.

Ладынин, И.А. 2016: Династический культ и эпонимное жречество Птолемеев. В кн.: С.Ю. Сапрыкин, И.А. Ладынин (ред.), «Боги среди людей»: культ правителей в эллинистическом, постэллинистическом и римском мире. М., 265–312.

Ладынин, И.А. 2017: «Снова правит Египет!» Начало эллинистического времени в концепциях и конструктах позднеегипетских историографии и пропаганды. СПб.

Ладынин, И. А. 2018: Жизнь и смерть одного Аписа: от второго персидского владычества до сатрапии Птолемея В сб.: С.Ю. Сапрыкин (ред.), Древний Восток и античный мир. Вып. 9. М., 35–55.

Ладынин, И. А. 2019: Античная традиция о кощунствах Артаксеркса III против священных животных и вопрос о ее датировке. В сб.: И.А. Ладынин (ред.), Восток, Европа, Америка в древности. Вып. 4. Сборник научных трудов Сергеевских чтений на кафедре истории древнего мира исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. М.–СПб., 5–18.

Ладынин, И.А. 2022: Птолемей, сын Лага, и жрецы Буто. «Стела сатрапа» (Египетский музей, Каир, 22182): Иероглифический текст, перевод и комментарий. М.–СПб.

Ладынин, И.А. 2023: Маски священных соколов с изображением царя из египетского собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. ВДИ 1, 164–184.

Altmann, V. 2010: Die Kultfrevel des Seth: Die Gefährdung der göttlichen Ordnung in zwei Vernichtungsritualen der ägyptischen Spätzeit (Urk. VI) (Studien zur spätägyptischen Religion, 1). Wiesbaden.

Arnold, D. 1999: Temples of the last Pharaohs. New York–Oxford.

Barta, W. 1980: Thronbesteigung und Kronungsfeier als unterschiedliche Zeugnisse königlicher Herrschaftsübernahme. Studien zur altägyptischen Kultur 8, 33–53.

Blöbaum, A.I. 2006: “Denn ich bin ein König, der Maat liebt”: Herrscherlegitimation im spätzeitlichen Ägypten. Aachen.

Brugsch, H. 1894: Die Pithomstele. Zeitschrift für ägyptische Sprache and Altertumskunde 32, 74–87.

Burstein, S.M. 1991: Pharaoh Alexander: A Scholarly Myth. Ancient Society 22, 139–145.

Devauchelle, D. 1994: Les steles du Sérapéum de Memphis conservées au Musée du Louvre. Acta Demotica: Acts of the Fifth International Conference for Demotists (Pisa, 4th–8th September 1993). Pise, 95–114.

De Meulenaere, H., MacKay, P. 1976: Mendes II. Wärmster.

Dillery, J. 2004: Cambyses and the Egyptian Chaosbeschreibung Tradition. Classical Quarterly 55, 387–406.

El-Masry, Y., Altenmuller, H., Thissen, H.J. 2012: Das Synodaldekret von Alexandria aus dem Jahre 243 v. Chr. Hamburg.

Gladić, D.A. 2015: Das Dekret von Memphis. Kommentar und Auswertung. Ph.D. Diss. Trier. [https://ubt.opus.hbz-nrw.de/frontdoor/index/index/year/2018/docId/829]

Gorre, G., Veisse, A. 2020: Birth and disappearance of the priestly synods in the time of the Ptolemies. In: G. Gorre, St. Wackenier (eds.), Quand la fortune du royaume ne dépend pas de la vertu du prince: Un renforcement de la monarchie lagide de Ptolémée VI à Ptolémée X (169–88 av. J.–C.). Leuven, 113–140.

Gozzoli, R. 2006: The Writing of History in Ancient Egypt during the First Millennium B.C. (ca. 1070–180). Trends and Perspectives (Golden House Publications, Egyptology, 5). London.

Grayson, A. K. 1975: Assyrian and Babylonian Chronicles. Locust Valley–New York.

Hölbl, G. A 2001: History of the Ptolemaic Empire. London–New York.

Huß, W. 1978: Eine Revolte der Ägypter in der Zeit der 3. Syrischen Krieg. Aegyptus 58, 151– 156.

Huß, W. 1991: Die in ptolemaiischen Zeit verfaßten Synodal-Dekreten der ägyptischen Priester. ZPE 88, 189–208.

Huß, W. 1998: Ptolemaios der Sohn. ZPE 121, 229–250.

Kessler, D. 1989: Die heiligen Tiere und der König. Wiesbaden.

Kessler, D. 2003: Tierische Missverständnisse: Grundsätzliches zu Fragen des Tierkultes. In: M. Fitzenreiter (Hrsg.), Tierkulte im pharaonischen Ägypten und im Kulturvergleich. Berlin.

Luckenbill, D.D. 1927: Ancient Records of Assyria and Babylonia. Vol. II. Chicago.

Manning, J.G. 2019: The Ptolemaic Governmental Branches and the Role of Temples and Elite Groups. In: K. Vandorpe (ed.), A Companion to Greco-Roman and Late Antique Egypt. Hoboken, 103–118.

McGing, B.C. 1997: Revolt Egyptian Style. Internal Opposition to Ptolemaic Rule. Archiv für Papyrusforschung und verwandte Gebiete 43, 274–314.

Murray, O. 1970: Hecataeus of Abdera and the Pharaonic Kingship. Journal of Egyptian Archaeology 56, 141–171.

Murray, O. 1972: Herodotus and Hellenistic Culture. Classical Quarterly 22, 200–213.

Pfeiffer, St. 2004: Das Dekret von Kanopos (238 v. Chr.). Kommentar und historische Auswertung (APF, Beiheft 18). München; Leipzig.

Priesley, J. 2014: Herodotus and Hellenistic Culture: Literary Studies in the Reception of the Histories. Oxford.

Quack, J.F. 2008: Innovations in ancient Garb? Hieroglyphic texts from the time of Ptolemy Philadelphus. In: P. McKechnie, Ph. Guillaume (eds), Ptolemy II Philadelphus and his World. Boston–Leiden.

Recklinghausen, D. von 2018: Die Philensis-dekrete: Untersuchungen Uber Zwei Synodaldekrete Aus Der Zeit Ptolemaios’ V. Und Ihre Geschichtliche Und Religiose Bedeutung (Ӓgyptologische Abhandlungen, 73). Wiesbaden.

Redford, D.B. 2010: City of Ram-God. The Story of Ancient Mendes. Princeton.

Roeder, G. 1959: Die Agyptische Gotterwelt. Zurich.

Rössler-Köhler, U. 1991: Individuelle Haltungen zum ägyptischen Königtum der Spätzeit: Private Quellenund ihre Königswertung im Spannungsfeld zwischen Erwartung und Erfahrung. (Göttinger Orientforschungen. IV. Reihe: Ägypten, 21). Wiesbaden.

Schäfer, D. 2011: Makedonische Pharaonen und hieroglyphische Stelen: Historische Untersuchungen zur Satrapenstele und verwandten Denkmälern. Leuven.

Schwartz, J. 1949: Les conquêrants perses et la littérature égyptienne. Bulletin de lʼInstitut français dʼarchéologie orientale 48, 65–80.

Spiegelberg, W. 1904: Varia. Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l‘archéologie égyptiennes et assyriennes: pour servir de bullletin à la Mission Française du Caire 26, 41–52.

Stern, M., Murray, O. 1973: Hecataeus of Abdera and Theophrastus on Jews and Egyptians. Journal of Egyptian Archaeology 59, 159–168.

Thiers, Chr. 2007: Ptolémée Philadelphe et les prêtres d’Atoum de Tjékou. Nouvelle edition commentée de la “stele de Pithom” (CG 22183). Montpellier.

Thompson, D. 1988. Memphis under the Ptolemies. Princeton.

Velde, H. te 1967: Seth, God of Confusion: A Study of His Role in Egyptian Mythology and Religion (Probleme der Ägyptologie, 6). Leiden.

Winnicki, J.K. 1994: Carrying Off and Bringing Home the Statues of the Gods: On the Aspect of the Religious Policy of the Ptolemies Towards the Egyptians. Journal of Juristic Papyrology 24, 149–190.