Аннотация
Наскальные изображения Урала под открытым небом известны в области около 800 км от р. Белая на юге до рек Вишеры и Колвы на севере. Начиная с XVIII в. учтено около 90 пунктов с древними изображениями. С момента открытия их называли писаницами (писанцами, камнями-писанцами, «чудскими письменами»). На Урале они встречаются обычно на береговых скалах вдоль рек, реже озер. Рисунки выполнены преимущественно красной охрой с различными оттенками. Известны гравированные изображения. Количество воспроизведенных фигур варьируется от одной-двух до нескольких десятков. Репертуар изображений включает фигуративные мотивы – зверей, птиц, антропоморфных и условно-антропоморфных существ, несколько лодок и отпечатков ладоней, нефигуративные мотивы или геометрические (знаки) различной формы, а также неопределенные мотивы – в силу, как правило, их неудовлетворительной сохранности. Время создания наскальных «полотен» – примерно от конца VI до II тыс. до н.э. включительно, но есть и более поздние рисунки. В предлагаемой вниманию читателей статье характеризуются писаницы в бассейне р. Исети, от окрестностей Екатеринбурга до порога Ревун возле д. Бекленищева Каменского р-на Свердловской области. Всего их насчитывается девять. К сожалению, некоторые из них не сохранились до наших дней и известны лишь по ранним публикациям. На нескольких дошедших до нас памятниках видны лишь невыразительные пятна краски. Среди писаниц удовлетворительной сохранности – Северская, на Еловом мысу озера Мелкое (Исетская I), Палкинская и писаница Ревун.
Ключевые слова
Средний Урал, Исеть, древние наскальные изображения, фигуративные и нефигуративные мотивы.
Анисимов, А.Ф. 1958: Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.–Л.
Берс, Е.М. 1951: Археологическая карта г. Свердловска и его окрестностей. В сб.: А.Я. Брюсов (ред.), Материалы и исследования по археологии Урала и Приуралья 2. (Материалы и исследования по археологии СССР; 21). М.–Л., 182–243.
Викторова, В.Д., Чаиркина, Н.М., Широков, В.Н. 1997: Гора и водоплавающая птица в мировидении древнего уральского населения. Уральский исторический вестник 4, 40–65.
Дэвлет, Е.Г. 2002: Памятники наскального искусства. М.
Жульников, А.М. 2006: Петроглифы Карелии. Образ мира и миры образов. Петрозаводск.
Кулемзин, В.М. 1984: Человек и природа в верованиях хантов. Томск.
Малахов, М.В. 1879. На Чудском городище. В сб.: Древняя и Новая Россия I (3). СПб., 210–221.
Мосин, В.С., Епимахов, А.В., Выборнов, А.А., Королев, А.И. 2014: Хронология энеолита и ранней бронзы в уральском регионе. Археология, этнография и антропология Евразии 60 (4), 41–53.
Напольских, В. В. 1992: Опыт реконструкции семантики Мальтинских орнитоморфных изображений. В сб.: А.В. Головнев (ред.), Модель в культурологии Сибири и Севера. Екатеринбург, 66–73.
Петрин, В.Т. 1985: Писаница из окрестностей Свердловска. СА 3, 119–123.
Чаиркина, Н.М. 2005: Энеолит Среднего Зауралья. Екатеринбург.
Чернецов, В.Н. 1964: Наскальные изображения Урала (Свод археологических источников В4–12/1). М.
Чернецов, В.Н. 1970: Наскальные изображения Урала: автореф. дис. докт. ист. наук. М.
Чернецов, В.Н. 1971: Наскальные изображения Урала (Свод археологических источников В4–12/2). М.
Шер, Я.А. 1980: Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.
Широков, В.Н. 2008: Сакральная топография уральских писаниц. В сб.: Поморские чтения по семиотике культуры. Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера. Архангельск, 313–320.
Широков, В.Н., Широкова, Н.А. 2016: Писаница Ревун (Средний Урал). В кн.: Седьмые Берсовские чтения. Екатеринбург, 69–73.
Элиаде, М. 1987: Космос и история. М.
Kivikas, P. 1995: Kalliomaalaukset – muinainen kuva-arkisto. Jyvaskula.