Аннотация
В статье анализируется жизнь и деятельность философа-неоплатоника Агапия, который жил во второй половине V – начале VI вв. и являлся основателем в Константинополе собственной философской школы. Агапий был последним учеником знаменитого позднеантичного афинского неоплатоника Прокла Диадоха. Биография и научная деятельность Агапия реконструируется на основе сообщений Дамаския, по данным «Суды» (Х в.), а также сочинений ранневизантийского писателя-антиквара первой половины VI в. Иоанна Лида, являвшегося единственным точно известным учеником Агапия. При этом Иоанн Лид и сам позже стал преподавать в Константинопольской школе (наряду с императорским Аудиториумом). Помимо Лида у Агапия мог быть и еще один ученик – поэт Христодор Коптский. Сам Агапий отличался энциклопедизмом, будучи философом и медиком (иатрософистом), а также занимаясь грамматикой, риторикой и филологическими штудиями. Он был последователем язычества, став жертвой антиязыческих гонений в Александрии в конце V века, из-за чего вынужден был переехать в Константинополь. Агапий происходил из Александрии и был близок к александрийским интеллектуальным кругам. В Константинополе Агапий основал собственную школу, вероятно воспроизводящую традиции школ Александрии, которая, по словам Дамаския, была процветающей. Обучение в школе было платным и весьма дорогостоящим. Школа Агапия в Константинополе стала важным звеном культурного континуитета в ранневизантийскую эпоху. Прекрасная эрудиция Агапия и его компетентность в различных областях знаний, как в естественнонаучных и медицинских, так в философии, грамматике и риторике, позволили его школе стать популярной в столице империи.
Ключевые слова
Агапий, позднеантичный неоплатонизм, Ранняя Византия, Дамаский, Иоанн Лид.
Болгов, Н.Н. (ред.) 2019а: Дамаский. Философская история (Жизнь Исидора) (МПА 13). Белгород.
Болгов, Н.Н. (ред.) 2019б: Захария Схоластик. Жизнь Севера (МПА 14). Белгород.
Болгов, Н.Н., Болгова, А.М. 2016: Стефан Александрийский – последний схоларх. ПИФК 2, 277–284.
Болгов, Н.Н., Болгова, А.М. 2019: Александрийские школы V в. по «Философской истории» Дамаския. В. сб.: ИРЕСИОНА. Античный мир и его наследие. VI: Материалы научной сессии кафедры всеобщей истории к 40-летию начала антиковедческих исследований. Белгород, 105–136.
Болгов, Н.Н., Сбитнева, Ю.Н., Ляховская, О.В. 2011: Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце христианской столицы. Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология 19, 28–34.
Болгов, Н.Н., Синица, М.М. 2012: «Экфрасис» Христодора Коптского. Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. 13, 19–31.
Болгова, А.М. 2018: Ранневизантийские портреты: риторы, софисты, философы. Белгород.
Болгова, А.М. 2019: Ранневизантийские портреты: иатрософисты. Белгород.
Лосев, А.Ф. (ред.) 1986: Марин. Прокл, или о счастье. В кн.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 441–454.
Лосев, А.Ф. 2000: История античной эстетики. Ч. 7. Последние века. 2. Харьков.
Манохин, Я.В. 2018: Ранневизантийская Газа – христианский интеллектуальный центр в Палестине. Дисс... канд. истор. наук. Белгород.
Синица, М.М. 2016: Иоанн Лид: проблемы конкорданса изданий. В сб.: ИРЕСИОНА. Античный мир и его наследие. V: К 30-летию кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ». Материалы научной сессии, 147–176.
Синица, М.М. 2017: Иоанн Лид и образование в Константинополе в VI в. Личность в социуме, государстве, истории: материалы Одиннадцатой региональной научной конференции (г. Воронеж, 1 февраля 2017 г.). Воронеж, 221–227.
Синица, М.М., Болгова, А.М. 2017: Кодекс Феодосия о профессорах. В сб.: Н.Н. Болгов (ред.), Классическая и византийская традиция. 2017: сборник материалов ХI научной конференции, Белгород, 1 окт. 2017 г. Белгород, 398–414.
Amato, E. (ed.) 2010: Rose di Gaza. Gli scritti retorico-sofi sti e le Epistole di Procopio di Gaza. Alessandria.
Athanassiadi, P. (ed.) 1999: Damascius. The Philosophical History. Athens.
Athanassiadi, P. 1993: Persecution and Response in Late Paganism: The Evidence of Damascius. JHS 113, 1–29.
Bandy, A. (ed.) 2013: The Works of Ioannis Lydus: Vols. I–IV. (Vol. I: De Magistratibus; II: De mensibus; III: De ostensis; IV: Index). New York.
Cameron, Al. 1969: The Last Days of the Academy in Athens. Proceeding of the Cambridge Philological Society 15, 7–29.
Jones, A. 1999: The Horoscope of Proclus. Classical Philology. 94, 1, 81–88.
Kalogeras, N. 2005: The Role of parents and Kin in the Education of Byzantine Children. In K. Mustakallio, J. Hanska, H.-L. Sainio, V. Vuolanto (eds.), Hoping for Continuity: Childhood, Education and Death in Antiquity and the Middle Ages (Acta Instituti Romani Finlandiae 33). Rome, 133–143.
Maas, M. 1992: John Lydus and the Roman Past. Antiquarianism and politics in the age of Justinian. London–New York.
Martindale, J.R. (ed.) 1980: The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. II. A.D. 395– 527. Cambridge.
Milesii, Н. 1882: Onomatologi quae supersunt cum prolegomenis edidit. Lipsiae.
Paton, W.R. (tr.) 1920: The Greek Anthology with an English translation. I. London–New York.
Reimeri, G. (ed.) 1854: Suidae Lexicon ex recognitione I. Bekkeri.
Rota, G. 2015: Le cause dei terremoti in De Ostentis 53. Le fonti della sismologia di Giovanni Lido. ΚΟΙΝΩΝΙΑ 39, 453–521.
Sorabji, R. (ed.) 2012: Zacharias of Mytilene: Ammonius. Aeneas of Gaza Theophrastus. 93– 177.
Theodosiani Libri XVI cum Constitutionibus Sirmondianis. http://ancientrome.ru/ius/library/ codex/theod/
Wachsmuth, C. (ed.) 1897: Ioannis Lavrentii Lydi Liber De Ostentis et Calendaria Graeca. Omnia.
Watts, E.J. 2008: City and School in Late Antique Athens and Alexandria. Berkeley–Los Angeles, London.
Wuensh, R. (ed.) 1898: Ioannis Laurentii Lydi Liber De Mensibus. Leipzig.