скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена проблемам социально-экономической истории эллинистической Коммагены в I в. до н.э. Опираясь на скудные сведения из царских надписей Антиоха I Теоса (69‒34 гг. до н.э.), автор приходит к выводу, что в эллинистической Коммагене царь, по всей вероятности, являлся верховным земельным собственником, распоряжающимся государственными землями достаточно свободно. На этих землях работали крестьяне, объединенные в общины (территориально-соседские?) и платившие подати в казну. Вряд ли положение коммагенских земледельцев надписей Антиоха I можно сравнить с положением селевкидских лаой ‒ категорией зависимого населения, сидевшего на царских и частных землях и напоминавшего до известной степени рабов. Судя по надписям Арташеса I (189‒160 гг. до н.э.), описанная система весьма напоминает порядок взимания ренты-налога в Великой Армении II в. до н.э., имеющей явное сходство с тем, как взимались налоги в Армении эпохи Ахеменидов (конец V в. до н.э.). Красноречивое описание ахеменидской практики взимания податей на территории сатрапии Восточная Армения (к которой относилась и Коммагена) сохранилось в «Анабасисе» греческого писателя и историка Ксенофонта. Кроме того, ясно, что в экономике эллинистической Коммагены преобладал сельский уклад; при этом земледелие на ее территории носило оазисный характер, а города были малоразвиты. В этом смысле мало что изменилось по сравнению с доэллинистической эпохой. В надписях Антиоха I имеется и некоторая информация о храмовых землях, в первую очередь, принадлежавшим святилищам царского и династического культов. Земля выделялась святилищам по решению царя, причем крестьяне, до этого сидевшие на государственных землях, переводились в разряд так называемых храмовых рабов (иеродулов), отныне обслуживавших жрецов царского и династического культов. Иеродулы не подлежали никакому отчуждению, к примеру, их нельзя было продавать. Автор полагает, что коммагенские иеродулы действительно были рабами, однако не античного, а, скорее, более примитивного ‒ древневосточного типа. Как полагает автор, наиболее близкой аналогией практике создания святилищ царского и династического культов в Коммагене является хеттская практика, отраженная в эдикте царицы Асмуникал (XIV–XIII вв. до н.э.): создание «каменного дома» – заупокойного храма в честь усопшего царя, причем согласно эдикту ему передавались царские земли с находившимися на них деревнями, скотом и ремесленным производством. Учитывая, что на территории Коммагены в начале I тыс. до н.э. существовало позднехеттское царство Куммух, подобная аналогия не выглядит невероятной. Автор не считает, что следует говорить об автономии коммагенских святилищ царского культа; по сути, они выступали в роли филиалов царского хозяйства. То же самое было и в Древнем Египте. Таким образом, на примере Коммагены видно, что в некоторых случаях эллинистическое государство является продолжением восточных форм социально-экономического и социально-политического быта, лишь слегка затронутого греческим влиянием.

Ключевые слова

Эллинизм, Коммагена, Антиох I, надписи, царские земли, Ахемениды, Великая Армения, храмовые земли, хетты, иеродулы.

Обухов Сергей Владимирович – кандидат исторических наук, младший научный сотрудник кафедры истории древнего мира МГУ им. М.В. Ломоносова, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аветисян, К.А. 1984: Земельные отношения в Сирии конца IV‒I вв. до н.э. (царские и полисные земли). В сб.: Ю.М. Сапрыкин (ред.), Общество и государство в Древности и Средние века. М., 3‒14.

Бокщанин, А.Г. 1960: Парфия и Рим. Ч. 1. Возникновение системы политического дуализма в Передней Азии. М.

Борисов, А.Я. 1946: Надписи Артаксия (Арташеса), царя Армении. ВДИ 2, 97‒104.

Броутон, Т.Р.С. 1970: Преемственность и борьба на Ближнем Востоке в древности. М.

Герни, О. 1987: Хетты. М.

Гиоргадзе, Г.Г. 1973: Очерки по социально-экономической истории Хеттского государства (о непосредственных производителях в хеттском обществе). Тбилиси.

Голубцова, Е.С. 1969: Рабство и зависимость в эллинистической Малой Азии. В кн.: К.К. Зельин, С.Л. Утченко, Е.М. Штаерман (ред.), Рабство в эллинистических государствах в III‒I вв. до н.э. М., 128‒199.

Голубцова, Е.С. 1972: Сельская община Малой Азии (III в. до н.э. ‒III в. н.э.). М.

Горемыкина, В.И. 1978: К проблеме возникновения государства. В сб.: В.М. Фомин (ред.), Вопросы истории V. Минск, 86‒94.

Горемыкина, В.И. 2002: О цивилизациях и формациях. Рыбинск.

Грушевой, А.Г. 2013: Попечение о храмах и храмовых хозяйствах в эллинистических монархиях (на примере государства Селевкидов). I. Переводы и комментарии. В сб.: Э.Д. Фролов (ред.), Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира 13, 133‒148.

Дьяконов, И.М. 1949: Развитие земельных отношений в Ассирии. Л.

Дьяконов, И.М., Дьяконов, М.М., Лившиц, В.А. 1953: Парфянский архив из древней Нисы. ВДИ 4, 114‒130.

Дьяконов, И.М., Старкова, К.Б. 1955: Надписи Артаксия (Арташеса I), царя Армении. ВДИ 2, 161—174.

Дьяконов, И.М., Лившиц, В.А. 1960: Документы из Нисы I в. до н.э. Предварительные итоги работ (XXV международный конгресс востоковедов). М.

Ейне, А. 1976: Некоторые проблемы истории эллинизма. ВИ 4, 72‒89.

Еремян, С.Т. 1950: О рабстве и рабовладении в Древней Армении. ВДИ 1, 12‒26.

Жуковский, П.М. 1933: Земледельческая Турция (Азиатская часть — Анатолия). М. ‒Л.

Ковалев, С.И. 1936: Эллинизм. Рим. Л.

Коростовцев, М.А. 1939: Декрет Сети I в Наури (Документы к истории древнего Египта в 1326 г. до н.э.). Исторический Архив 2, 239‒287.

Коростовцев, М.А. 1978: Древнеегипетская илотия и вопрос о рабстве в древних обществах. В сб.: Л.В. Черепнин (ред.), Восточная Европа в древности и средневековье. М., 77‒83.

Косян, А.В. 1994: Лувийские царства Малой Азии и прилегающих областей в XII―VIII вв. до н.э. (по иероглифическим лувийским источникам). Ереван.

Круглов, Е.А. 1985: Полис и гражданско-храмовая община в Карии в V‒IV вв. до н.э. В сб.: Э.Д. Фролов (ред.), Проблемы политической истории античного общества. Л., 63‒75.

Кузнецов, В.Д. 2000: Организация общественного строительства в Древней Греции. М.

Лурье, И.М. 1939: Иммунитетные грамоты Древнего царства. ТОВЭ I, 93‒139.

Лурье, И.М. 1960: Очерки древнеегипетского права XVI‒X вв. до н.э. (памятники и исследования). Л.

Меликишвили, Г.А. 1984: «Древневосточный» социально-экономический строй и развитие ближневосточного общества в эллинистическую, позднеантичную и средневековую эпохи. В сб.: Г.Г. Гиоргадзе (ред.), Кавказско-ближневосточный сборник VII. Тбилиси, 9‒23.

Менабде, Э.А. 1965: Хеттское общество. Экономика, собственность, семья и наследование. Тбилиси.

Менабде, Э.А. 1970: Проблема собственности в Древнем мире. В сб.: Г.Г. Гиоргадзе (ред.), Кавказско-ближневосточный сборник III. Вопросы древней истории. Тбилиси, 31‒63. Никольский, Н.М. 1939: К вопросу о ренте-налоге в древнем Двуречье (к вопросу о форме эксплуатации труда на Востоке) ВДИ 2, 68‒76.

Новосельцев, А.П. 1980: Пути развития феодализма в странах Закавказья. М. Обухов, С.В. 2017: Надпись из Килафик-Хуюк – источник по истории и культуре античной Коммагены в эпоху Антиоха I (69–34 гг. до н. э.). В сб.: А.В. Короленков (ред.), Studia Historica XV. Москва, 75‒84.

Периханян, А.Г. 1952: К вопросу о рабовладении и землевладении в Иране парфянского времени. ВДИ 4, 13‒27.

Периханян, А.Г. 1957: Иеродулы и ΙΕΡΟΙ храмовых объединений Малой Азии и Армении. ВДИ 3, 49‒68.

Периханян, А.Г. 1959: Храмовые объединения Малой Азии и Армении (IV в. до н.э. ‒ III в. н.э.). М.

Периханян, А.Г. 1965: Арамейская надпись из Занзегура (некоторые вопросы среднеиранской диалектологии). ИФЖ 4, 107‒128.

Пигулевская, Н.В. 1956: Города Ирана в раннее средневековье. М.-Л.

Поршнев, Б.Ф. 1975: Роль социальных революций в смене формаций. В сб.: Е.М. Жуков (ред.), Проблемы социально-экономических формаций. Историко-типологические исследования. М., 25‒39.

Сапрыкин, С.Ю. 1996: Понтийское царство. Государство греков и варваров в Причерноморье. М.

Саркисян, Г.Х. 1960: Тигранакерт. Из истории древнеармянских городских общин. М.

Свенцицкая, И.С. 1963: Социально-экономические особенности эллинистических государств. М.

Смирнов, С.В. 2013: Государство Селевка I. Политика, экономика, общество. М.

Струве, В.В. 1933: Плебеи и илоты. В сб.: С.Н. Быков, Ф.В. Кипарисов, А.Г. Пригожин, М.А. Рафаил (ред.), Из истории докапиталистических формаций. Сборник статей к сорокапятилетию научной деятельности Н.А. Марра. М.‒Л., 363–373.

Струве, В.В. 1962: Общественный строй эллинистического Египта. ВИ 4, 67‒95.

Струве, В.В. 1968: Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. Л.

Стучевский, И.А. 1962: Храмовая форма царского хозяйства древнего Египта. М.

Тирацян, Г.А. 1959: Новонайденная надпись Арташеса I, царя Армении. ВДИ 1, 88‒90.

Тирацян, Г.А. 1980: Еще одна арамейская надпись Арташеса I, царя Армении. ВДИ 4, 99‒104.

Тюменев, А.И. 1935: История античных рабовладельческих обществ. М. ‒Л.

Тюменев, А.И. 1957: Передний Восток и античность (особенности социально-экономического развития). ВИ 6, 50‒70.

Тюменев, А.И. 1957: Передний Восток и античность (страны речных культур (Двуречье и Египет) в эллинистическую и римскую эпохи). ВИ 9, 37‒56.

Шифман, И.Ш. 1966: Царские и полисные земли в эллинистическо-римской Сирии. ПС 15 (78), 91‒106.

Шифман, И.Ш. 1969: Царские люди в эллинистической Сирии и Малой Азии. ПС 19 (82), 32‒38.

Шифман, И.Ш. 1977: Сирийское общество эпохи принципата (I‒III вв. н.э.). М.

Ямпольский, З.И. 1960: Атропатена и Кавказская Албания III‒I вв. до н.э. Вопросы общественного строя. Ч.1. Храмовая собственность (к вопросу о закономерностях общественного развития). Историко-этнографические наблюдения. Баку.

Ямпольский, З.И. 1962: Древняя Албания III‒I вв. до н.э. Баку.

Briant, P. 1982: Rois, tributs et paysans. Etudes sur les formations tributaires du moyoen Orient ancien. Paris.

Broughton, T.R.S. 1938: An Economic Survey of Ancient Rome. Roman Asia Minor. Baltimore.

Dörner, F.K., Naumann, R. 1939: Forschungen in Kommagene. Berlin (Istanbuler Forschungen. Herausgegeben von der Zweigstelle Istanbul des Archäologischen Instituts des Deutschen Reiches. Bd. 10).

Dörner, F.K., Goell, Th. Arsameia am Nymphaios. 1963: Die Ausgrabungen im Hierothesion des Mithradates Kallinikos von 1953‒1956. Berlin.

Dörrie, H. 1964: Der Königskult des Antiochos von Kommagene im Lichte neuer Inshriften– Funde. Göttingen.

Hawkins, J.D. 1975: Von Kummuch nach Kommagene. Antike Welt. Kommagene. Zeitschrift fur Archaologie und Urgeschichte. Sondernummer 6, 5‒10.

Jalabert, L., Mouterde, R. 1929: Inscriptions grecques et latines de la Syrie. Paris.

Kreiβig, H. 1977: Landed property in the “Hellenistic” Orient. Eirene XV, 5‒26.

Kreiβig, H. 1978: Free labour in the Hellenistic Age. In: M. Flinn (eds.), Proceedings of the Seventh International Economic History Congress 2. Edinburgh, 139‒142.

Lotze, D. 1959: ΜΕΤΑΞΥ ΕΛΕΥΘΕΡΟΝ ΔΟΥΛΩΝ. Studien zur Rechtsstellung unfreier Landbevölkerungen in Griechenland bis zum 4. Jahrhundert v. Chr. Berlin.

Minns, E.H. 1915: Parchments of the Parthian Period from Avroman in Kurdistan. JHS XXXV, 22‒65.

Papazoglou, F. 1997: LAOI et PAROIKOI. Recherches sur la structure de la société hellénistique. Beograd.

Plischke, S. 2014: Die Seleukidien und Iran. Die seleukidische Herrschaftpolitik in den östlischen Satrapien. Wiesbaden.

Ramsey, W.M. 1941: The Social basis of roman power in Asia Minor. Aberdeen.

Rostovtzeff, M.I. 1941: The Social and Economic History of the Hellenistic World. Vol. I. Oxford.

Zawadzki, T. 1952: Z zagadnien struktury agrarno-spolocznej krajow maloazjatyckich w epoce hellenizmu. Poznan.