Аннотация
Гелланик Лесбосский – один из трех самых крупных древнегреческих историков V в. до н.э., наряду с Геродотом и Фукидидом. Не приходится сомневаться в том, что Гелланик неоднократно бывал в Афинах, хорошо знал историю этого полиса. И, в конце концов, именно ему первому пришла идея написать специальный исторический труд об Афинах и Аттике. Так в конце его творческого пути появилась «Аттида» Гелланика. Это было его последнее, итоговое сочинение, и оно содержало, как нам представляется, определенный синтез мифографической, хорографической и хронологической тематики. История Афин в «Аттиде» трактовалась от легендарных времен до событий, современных автору. От трактата сохранились только фрагменты (самого разнообразного содержания), и в данной статье предпринимается анализ этих фрагментов.
Ключевые слова
Раннее греческое историописание, Гелланик Лесбосский, Афины, «Аттида», мифография, хорография, хронология, фрагменты.
Видаль-Накэ, П. 2001: Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М.
Доватур, А.И. 1957: Повествовательный и научный стиль Геродота. Л.
Пальцева, Л.А. 1999: Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии. СПб.
Суриков, И.Е. 2011: Очерки об историописании в классической Греции. М.
Суриков, И.Е. 2015: Античная Греция: Ментальность, религия, культура (Opuscula selecta I). М.
Суриков, И.Е. 2018: Античная Греция: Политогенез, политические и правовые институты (Opuscula selecta II). М.
Суриков, И.Е. 2019: Ферекид Афинский – представитель «догеродотовского» этапа античного греческого историописания. Аристей 20, 114–142.
Суриков, И.Е. 2020: Сочинение Ферекида Афинского в контексте раннеклассического греческого историописания. ВДИ 80/3, 609–632.
Суриков, И.Е. 2021: К хронологии жизни и творчества историка Гелланика. ВДИ 81 (в печати).
Agelidis, S. 2017: The “Spatial Turn” in Ancient Greek Festival Research: Venues of the Athenian City Dionysia and the Great Panathenaia Pompai. In: L.C. Nevett (ed.), Theoretical Approaches to the Archaeology of Ancient Greece: Manipulating Material Culture. Ann Arbor, 230–245.
Baron, C.A. 2016: Duris of Samos and a Herodotean Model for Writing History. In: J. Priestley, V. Zali (eds.), Brill’s Companion to the Reception of Herodotus in Antiquity and Beyond. Leiden; Boston, 59–82.
Bohen, B. 2017: Kratos & Krater: Reconstructing an Athenian Protohistory. Oxford.
Braun, M. 1998: Die “Eumeniden” des Aischylos und der Areopag. Tübingen.
Burns, T. 2010: On Marcellinus’ Life of Thucydides. Interpretation: A Journal of Political Philosophy 38/1, 3–25.
Calame, C. 1990: Thésée et l’imaginaire athénien: Légende et culte en Grèce antique. Lausanne.
Connor, W.R. 1996: Theseus and his City. In: P. Hellström, B. Alroth (eds.), Religion and Power in the Ancient Greek World. Uppsala, 115–120.
Davie, J.N. 1982: Theseus the King in Fifth-Century Athens. Greece & Rome 29/1, 25–34.
Debnar, P.A. 2000: Diodotus’ Paradox and the Mytilene Debate (Thucydides 3.37–49). Rheinisches Museum für Philologie 143/2, 161–178.
Develin, R. 2003: Athenian Offi cials 684–321 B.C. Cambridge.
Dugas, C. 1943: L’évolution de la légende de Thésée. Revue des études grecques 56, 1–24.
Finkelberg, M. 2017: Homer at the Panathenaia: Some Possible Scenarios. In: C. Tsagalis, A. Markantonatos (eds.), The Winnowing Oar – New Perspectives in Homeric Studies: Studies in Honor of Antonios Rengakos. Berlin–Boston, 29–40.
Fornara, C. 2010: The Aftermath of the Mytilenian Revolt. Historia 59/2, 129–142.
Fowler, R.L. 2007: Early Greek Mythography. I. Texts. Oxford.
Fowler, R.L. 2013: Early Greek Mythography. II. Commentary. Oxford.
Goušchin, V. 1999: Athenian Synoikism of the Fifth Century B.C., or Two Stories of Theseus. Greece & Rome 46/2, 168–187.
Harding, P. 1994: Androtion and the Atthis. Oxford.
Harding, P. 2008: The Story of Athens: The Fragments of the Local Chronicles of Attika. London– New York.
Harris, E.M. 2013: How to Address the Athenian Assembly: Rhetoric and Political Tactics in the Debate about Mytilene (Thuc. 3.37–50). Classical Quarterly 63/1, 94–109.
Harris, E.M. 2019: Aeschylus’ Eumenides: The Role of the Areopagus, the Rule of Law and Political Discourse in Attic Tragedy. In: A. Markantonatos, E. Volonaki (eds.), Poet and Orator: A Symbiotic Relationship in Democratic Athens. Berlin–Boston, 389–419.
Huxley, G. 1979: Bones for Orestes. Greek, Roman and Byzantine Studies 20/2, 145–148.
Jacoby, F. 1912: Hellanikos. In: W. Kroll (Hg.), Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung begonnen von G. Wissowa. Hbd. 15: Helikon – Hestia. Stuttgart, 104–153.
Jacoby, F. 1949: Atthis: The Local Chronicles of Ancient Athens. Oxford.
Jacoby, F. 1954: Die Fragmente der griechischen Historiker. Teil. 3b. A Commentary on the Ancient Historians of Athens. Vol. 1–2. Leiden.
Jacoby, F. 1993: Die Fragmente der griechischen Historiker (F Gr Hist). Tl. 3: Geschichte von Staedten und Voelkern (Horographie und Ethnographie). A. Autoren ueber einzelne Staedte (Laender). Nr. 297–607. 3 Aufl . Leiden–New York–Köln.
Jacoby, F. 1995: Die Fragmente der griechischen Historiker (F Gr Hist). Tl. 1: Genealogie und Mythographie. A. Vorrede, Text, Addenda, Konkordanz. Leiden–New York–Köln.
Lendle, O. 1968: Die Auseinandersetzung des Thukydides mit Hellanikos. In: H. Herter (Hg.), Thukydides. Darmstadt, 661–682.
Lendle, O. 1992: Einführung in die griechische Geschichtsschreibung: Von Hekataios bis Zosimos. Darmstadt.
Mills, S. 1997: Theseus, Tragedy and the Athenian Empire. Oxford.
Möller, A. 2007: The Beginnings of Chronography: Hellanicus’ Hiereiai. In: N. Luraghi (ed.), The Historian’s Craft in the Age of Herodotus. Oxford, 241–262.
Nilsson, M.P. 1951: Cults, Myths, Oracles, and Politics in Ancient Greece. Lund.
Pearson, L. 1975: Early Ionian Historians. Westport.
Pearson, L. 1981: The Local Historians of Attica. Ann Arbor.
Pédech, P. 1989: Trois historiens méconnus: Théopompe – Duris – Phylarque. Paris.
Prakken, D.W. 1943: Studies in Greek Genealogical Chronology. Lancaster.
Ruschenbusch, E. 2003: Was Hellanikos the First Chronicler of Athens? Klio 85/1: 7–8.
Schmitz, T. 2010: The Mytilene Debate in Thucydides. In: D. Pausch (Hg.), Stimmen der Geschichte: Funktionen von Reden in der antiken Historiographie. Berlin–New York, 45–65.
Schreiner, J.H. 1968: Aristotle and Perikles: A Study in Historiography. Oslo.
Shapiro, H.A. 1992: Theseus in Kimonian Athens: The Iconography of Empire. Mediterranean Historical Review 7/1, 29–49.
Smart, J.D. 1986: Thucydides and Hellanicus. In: I.S. Moxon, J.D. Smart, A.J. Woodman (eds.), Past Perspectives: Studies in Greek and Roman Historical Writing. Cambridge, 19–35.
Starr, C.G. 1962: The Origins of Greek Civilization 1100–650 B.C. London.
Sourvinou-Inwood, C. 1971: Theseus Lifting the Rock and a Cup near the Pithos Painter. Journal of Hellenic Studies 91, 94–109.
Walker, H.J. 1995: Theseus and Athens. Oxford.
Wassermann, F.M. 1956: Post-Periclean Democracy in Action: The Mytilenean Debate (Thuc. III 37–48). Transactions and Proceedings of the American Philological Association 87, 27–41.
Wassermann, F.M. 1968: Die mytilenaiische Debatte bei Thukydides: Bild der nachperikleischen Demokratie. In: H. Herter (Hg.), Thukydides. Darmstadt, 477–497.
Τιβέριος, Μ. 1994: Θησεύς καί Παναθήναια. In: W.D.E. Coulson, O. Palagia, T.L. Shear, H.A. Shapiro, F.J. Frost (eds.), The Archaeology of Athens and Attica under the Democracy. Oxford, 131–142.