Аннотация
В наскальном искусстве Минусинской котловины выделяются сюжеты, созданные в одно время, а затем дополненные новыми образами в последующие эпохи. Такие случаи «соавторства» встречаются практически на всех памятниках рассматриваемого региона. Авторами статьи отмечается, что многочисленные случаи «подновлений» наскальных композиций характерны практически для всех эпох, но особую популярность приобрели, пожалуй, в тагарское время, когда не только модернизировались ранние изображения животных путем наделения их чертами скифо-сибирского стиля, но и к фигурам животных стали активно «подбивать» антропоморфных персонажей (так называемых «тагарских человечков»). В статье рассмотрены разные варианты таких «обновленных» сюжетов: помимо сцен «перехода», «господин животных/коней», «всадник, ведущий коней» и др., нередко человек показан стоящим или сидящим на спине животного, как правило, превосходящего его размерами, а также мог быть запечатлен в явно агрессивной позе по отношению к нему. Скорее всего, такие сюжетные дополнения были связаны с угасанием представлений о животном/звере как царе природы, который сильнее и могущественней человека, и демонстрацией новой идеи «превосходства» человека над животным миром. Известны также факты «дополнения» тагарских сцен таштыкцами. Например, в одном случае к выбитым фигуркам кабанов тагарской эпохи таштыкские умельцы подрисовали гравированными линиями охотников, направляющих в них свои луки. И в таштыкскую эпоху, и последующие времена, традиция «подновлений» наскальных сцен будет сохраняться вплоть до этнографического времени, когда рядом или поверх древних композиций наносились родовые тамги, а также разнообразные фигурки людей и животных. Таким образом, объекты наскального искусства, являясь памятниками открытого типа, активно использовались посетителями на протяжении многих эпох, и нередко подвергались не только варварскому воздействию, но и творческой «переработке» «устаревших» сюжетов.
Ключевые слова
Наскальное искусство, Минусинская котловина, средний Енисей, «соавторство», тагарские человечки.
Боковенко, Н.А. 2004: Писаница Хызыл-Хая – обретённая и потерянная. В сб.: А.Д. Столяр (отв. ред.), Невский археолого-историографический сборник. СПб., 389–395.
Боковенко, Н.А., Килуновская М.Е., Ким Чжонг Бэ, Чжан Со Хо. 2007: Наскальные изображения Центральной Азии. Сеул.
Есин, Ю.Н. 2017: Наскальные изображения Оглахты. Альбом. Абакан.
Есин, Ю.Н., Скобелев, С.Г. 2020: Петроглифы эпохи поздней бронзы на горе Унюк в Минусинской котловине. АЭАЕ 1 (48), 70–80.
Заика, А.Л. 2007: Петроглифы из-под руин. Шалаболинская писаница. Енисейская провинция 3, 24–38.
Зоткина, Л.В. 2014: Технологические особенности выполнения выбитых петроглифов Минусинской котловины. РА 3, 89–97.
Зоткина, Л.В., Сутугин С.В. 2018: Шалаболинская писаница: некоторые результаты исследований 2018 года. ПАЭАССТ 24, 251–255.
Кызласов, Л.Р., Леонтьев, Н.В. 1980: Народные рисунки хакасов. М.
Миклашевич, Е.А., Ожередов, Ю.И. 2008: Фотографии сибирских писаниц в наследии А.В. Адрианова. В сб.: Д.Г. Савинов, О.С. Советова (ред.), Тропою тысячелетий. Кемерово, 156–188. (Труды САИПИ IV).
Миклашевич, Е.А. 2007: Исследование наскального искусства Северной и Центральной Азии в 1995–1999 гг. Кемерово. (Труды САИПИ II).
Миклашевич, Е.А. 2012: Льнищенская писаница. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская, Льнищенская, Улазы III, Сосниха. Кемерово, 28–56. (Труды САИПИ X).
Миклашевич, Е.А. 2013: Исследование памятников наскального искусства Минусинской котловины в 2012 –2013 годах. Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий: материалы Итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск, 255–259.
Миклашевич, Е.А. 2015: Комплекс памятников наскального искусства Оглахты: информационный потенциал и перспективы исследования. НОСА 1 (19), 54–77.
Миклашевич, Е.А., Мухарева, А.Н., Бове, Л.Л. 2016: Исследования петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская писаница» в 2015 году. Ученые записки музея- заповедника «Томская писаница» 2, 66–78.
Панкова, С.В. 2005: Новые образы таштыкского искусства и их параллели. В сб.: Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия. Сборник докладов международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения чл.-корр. Российской академии наук С.В. Киселёва. Красноярск, 183–185.
Русакова, И.Д. 2013: Петроглифы западной части Боярского хребта в Хакасии. НОСА 1 (5), 120–125.
Семенов, В.А. Килуновская, М.Е., Красниенко, С.В., Субботин, А.В. 2003: Изображения на плитах тагарских курганов. СПб.
Советова, О.С. 2005: Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (сюжеты и образы). Новосибирск.
Советова, О.С. 2006: «Господин коней» на Кунинских скалах. Археология Южной Сибири. 24. Кемерово, 128–130.
Советова, О.С. 2016: Проблемы и перспективы исследования петроглифов Тепсея. В сб.: В.В. Бобров (отв. ред.), Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения). Материалы международной конференции. Кемерово, 193–199.
Советова, О.С., Шишкина О.О. 2014: Изображения на плитах оград тагарских курганов (Тепсейский археологический комплекс). Вестник Кемеровского государственного университета 3 (59), 93–98.
Советова, О.С., Шишкина О.О., Мальцева, А.А. 2020: Сюжеты с конями в репертуаре наскального искусства Минусинской котловины (по материалам Тепсейского археологического микрорайона). В сб.: Н.П. Матвеева (отв. ред.), Экология древних и традиционных обществ: материалы VI международной научной конференции. Тюмень, 217–221.
Шер, Я.А. 1980: Петроглифы Средней и Центральной Азии. Новосибирск.
Шер, Я.А. 1993: «Господин коней» на берегах Енисея. Петербургский археологический вестник 6, 17–22.
Castren, М.А. 1856: Reiseberichte und Briefe aus den Jahren 1845–1849. Saint Petersburg.