скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена образу фантастического хищника в искусстве раннего бронзового века Среднего Енисея. Дана характеристика образов и определены два основных типа мифических персонажей: териоморфные и ихтио-серпентоморфные. Они сосуществовали параллельно, взаимно дополняя друг друга, начиная с эпохи неолита. Основной акцент сделан на рассмотрении линии развития ихтио-серпентоморфных образов. Это наиболее архаичная, многочисленная и многообразная группа изображений, находящаяся на изваяниях, стелах, могильных плитах, предметах мобильного искусства и на скалах. Изображения встречаются как самостоятельно, так и формируют головной убор и туловище антропоморфных образов. Прослежен процесс объемно-плоскостной трансформации и редукции мифических образов, проведена корреляция их с разного типа антропоморфными личинами. Частично рассмотрены вопросы генезиса и интерпретации фантастического хищника. Представления о нем формировались на местной основе. Иконография териоморфных персонажей определена морфологией обитателей наземной фауны: медведя, волка, реже – кабана. Основой формирования иконографии ихтио-серпентоморфных хищников послужил, видимо, образ представителей ихтиофауны со змеевидным телом – налима или сома. В процессе развития окуневского искусства реалистичные черты зооморфов приобретают фантастический или схематичный облик. Устойчивое сочетание фантастических хищников с антропоморфными образами и солярными символами отражает базовые позиции мировоззрения, связанные как с космогоническими представлениями, так и реальными процессами в жизни природы и человека. В последующие периоды образ мифического хищника переживает «ренессанс» (как в художественном, так и в содержательном аспектах) в скифо-сибирском искусстве, отражая парадигму «единство и борьба противоположностей» в древнем мировоззрении.

Ключевые слова

Искусство окуневской культуры, мифический хищник, териоморфные и ихтио-серпентоморфные образы, антропоморфные личины.

Заика Александр Леонидович – кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, заведующий Музеем археологии и этнографии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Вадецкая, Э.Б. 1967: Древние идолы Енисея. Л.

Вадецкая, Э.Б. 1980: Изваяния окуневской культуры. В кн.: Э.Б. Вадецкая, Н.В. Леонтьев, Г.А. Максименков (ред.), Памятники окуневской культуры. Л., 37–147.

Вадецкая, Э.Б. 1983: Проблема интерпретации окуневских изваяний. В сб.: Р.С. Васильевский (ред.), Пластика и рисунки древних культур (Первобытное искусство). Новосибирск, 86–97.

Есин, Ю.Н. 2005: О некоторых проблемах интерпретации изображений эпохи бронзы Центральной и Северной Азии. Археология, этнография и антропология Евразии 2(22), 114–128.

Есин, Ю.Н. 2008: «Солнцеголовые» изображения в раннеокуневском искусстве Минусинской котловины. В сб.: Д.Г. Савинов, О.С. Советова (ред.), Тропою тысячелетий: к юбилею М.А. Дэвлет. Кемерово, 81–98.

Есин, Ю.Н. 2010: Тайна богов древней степи. Абакан.

Заика, А.Л. 2009: Принципы классификации антропоморфных образов (по материалам петроглифов Нижней Ангары). В сб.: Е.А. Окладникова (ред.), Homo Eurasicus у врат искусства. СПб., 307–325.

Заика, А. Л. 2012: Сердцевидные личины в петроглифах Северной Азии (об истоках изобразительной традиции). В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями 1. CПб., 148–156.

Заика, А.Л. 2021: Антропоморфные личины в древнем искусстве Западной и Восточной Сибири. Вестник Томского университета 69, 31–36.

Заика, А.Л., Басова, Н.В., Постнов, А.В. 2019: Антропоморфная многофигурная композиция из погребения на поселении Турист-2 в Новосибирске. В сб.: М.А. Дэвлет (ред.), Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства (2). Памяти Е.Г. Дэвлет. М.–Кемерово, 123–130. (Труды САИПИ XII).

Заика, А.Л., Гущин, Е.В., Коваль, А.А., Стульский, А.В. 1991: Писаницы Третьего камня (предварительное сообщение). В сб.: Н.И. Дроздов (ред.), Проблемы археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока 2. Красноярск, 28–29.

Киргинеков, Э.Н. 1997: Окуневский курган около у. Мохов. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 119–133.

Ковалёв, А.А. 1997: Могильник Верхний Аскиз I, курган 2. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 80–112.

Ковтун, И. В. 2013: Предыстория индоарийской мифологии. Кемерово.

Кожин, П. М. 1979: О каменных изваяниях хакасско-минусинских степей. В сб.: Р.С. Васильевский (ред.), Звери в камне (Первобытное искусство). Новосибирск, 199–210.

Кызласов, Л.Р. 1986: Древнейшая Хакасия. М.

Лазаретов, И.П. 1997: Окуневские могильники в долине реки Уйбат. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 19–64.

Леонтьев, Н.В. 1978: Антропоморфные изображения окуневской культуры (проблемы хронологии и семантики). В сб.: В.Е. Ларичев (ред.), Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности. Неолит и эпоха металла. Новосибирск, 89–189.

Леонтьев, Н.В. 1985: Писаница устья р. Кантегир. В сб.: В.Е. Ларичев, Н.Г. Велижанина (ред.), Рериховские чтения, 1984 год. Новосибирск, 168–179.

Леонтьев, Н.В. 1997: Стела с реки Аскиз (образ мужского божества в окуневском изобразительном искусстве). В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 119–133.

Леонтьев, Н.В., Капелько, В.Ф., Есин, Ю.Н. 2006: Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан.

Липский, А.Н., Вадецкая, Э.Б. 2006: Могильник Тас-Хазаа. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.). Окуневский сборник. Культура и ее окружение. СПб., 9–52.

Муршидова, М.А., Заика, А.Л. 2018: Образ хищника в наскальном искусстве древних культур Среднего Енисея. В сб.: В.Г. Чернышева (ред.), Сборник докладов и сообщений «Мартьяновские краеведческие чтения» (2016–2017 гг.) XI. Минусинск, 127–130.

Ожередов, Ю.И. 2008: Оленный камень из сомонного центра Эрдэнэ-Бурэн в Ховдском аймаке Западной Монголии. В сб.: Д.Г. Савинов, О.С. Советова (ред.), Тропою тысячелетий: к юбилею М.А. Дэвлет. Кемерово, 131–138. (Труды САИПИ IV).

Подольский, М.Л. 1997: Овладение бесконечностью (опыт типологического подхода к окуневскому искусству). В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 168–201.

Полосьмак, Н.В. 1994: Стерегущие золото грифы. Новосибирск.

Поляков, А.В., Есин, Ю.Н. 2017: Курильница с антропоморфными изображениями из раннеокуневского погребения могильника Итколь-II. В сб.: А.П. Деревянко (ред.), Труды V (XXI) Всероссийского археологического съезда I. Барнаул, 340–345.

Пяткин, Б.Н. 1997: Замечания по поводу интерпретации образа фантастического хищника. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 263–264.

Пяткин, Б.Н., Курочкин, Г.Н. 1995: Новое изображение зверя-божества окуневской культуры. В сб: В.В. Бобров (ред.), Древнее искусство Азии. Петроглифы. Кемерово, 72–74.

Пяткин, Б.Н., Мартынов, А.И. 1985: Шалаболинские петроглифы. Красноярск.

Савинов, Д.Г. 1997: К вопросу о формировании окуневской изобразительной традиции. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 202–212.

Савинов, Д.Г. 2006: О выделении стилей и иконографических групп изображений окуневского искусства. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Окуневский сборник. Культура и ее окружение. СПб., 157–190.

Савинов, Д.Г. 2015: О стратиграфии окуневского искусства. В сб.: С. Хансен., В.И. Молодин (ред.), Искусство бронзового века. Новосибирск, 19–53.

Студзицкая, С.В. 1997: Тема космической охоты и образ фантастического зверя в изобразительных памятниках окуневской культуры. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 119–133.

Тарасов, А.Ю., Заика, А.Л. 2000: Малые формы окуневских каменных изваяний (проблемы интерпретации). В сб.: Л.Н. Ермоленко, А.И. Мартынов, Я.А. Шер (ред.), Труды международной конференции по первобытному искусству II. Кемерово, 182–188.

Leontev, N.V., Kapel’ko, V.F. 2002: Steinstelen der Okunev-Kultur. Mainz.