Аннотация
В статье представлен краткий анализ одного из эпизодов этнической истории России. После присоединения во второй половине XVI в. земель Казанского ханства значительно изменился этнический, этнокультурный и этноконфессиональный ландшафты страны, резко увеличилась доля народов тюркской и финно-угорской групп. Среди народов тюркской группы было значительное число поклонников мусульманства. Это население, исторически и культурно связанное с враждебным России мусульманским миром, создавало очаги напряженности на новых территориях. Поэтому целью государственной деятельности была скорейшая интеграция всех этих народов в социальную систему страны. Достигалась она путем решения трех задач. Во-первых, это принудительная христианизация. Началась она сразу после победы над Казанью и реализовывалась с разным успехом. Результатом политики христианизации стали не только принявшие эту религию чуваши, марийцы, удмурты и часть татар, но и бежавшие от христианства на башкирские земли представители тех же народов. На Южном Урале они образовали новые идентичности по конфессиональному признаку. Во-вторых, государство занималось созданием сословно-классовой структуры населения. В создание Оренбургской губернии, новых населённых пунктов и военного сословия привлекалось тюркское население – татары и башкиры. Результатом этой деятельности стало появление новых идентичностей по сословному признаку. Это казаки – татары мусульмане и христиане, тептяри, мещеряки, нагайбаки, башкиры. Третьей задачей стало экономическое освоение. Крестьянская колонизация русскими, мордвой, татарами, чувашами и другими создала на Южном Урале обширные очаги с этнически смешанным населением. Такая ситуация повлияла на формирование множества новых локальных разновидностей хозяйственно-культурных типов. К концу XIX в. на Южном Урале фиксировались такие новые идентичности, как мещеряки, тептяри, крещёные татары, нагайбаки и другие. Трехсотлетняя деятельность государства по унификации этнокультурного ландшафта региона привела к его усложнению.
Ключевые слова
Этноистория, тюркские и финноугорские народы Поволжья и Урала, христианизация, сословия, новые идентичности.
Акманов, И.Г. (ред.) 2007: История Башкортостана с древнейших времён до наших дней. Т. I. Уфа.
Александров, В.А. (ред.) 2003: Русские. М.
Атнагулов, И.Р. 2015: Структура нагайбакских идентичностей: история и факторы формирования. Уральский исторический вестник 2, 133–143.
Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/ ssp/ussr_nac_26.php
Добросмыслов, А.И. (ред.) 1900: Материалы по истории России. Оренбург.
Мухаметшин, Ю.Г. 1977: Татары-кряшены. Казань.
Плешков, А.М. (ред.) 1928: Список населённых пунктов Уральской области. Т. XIII. Троицкий округ. Свердловск.
Преображенский, А.А. 1989: История Урала с древнейших времён до 1861 г. М.
Преображенский, А.А. 1972: Урал и Западная Сибирь в конце XVI – начале XVIII века. М.
Садиков, Р.Р. 2016: Финно-угорские народы Республики Башкортостан. Уфа.
Тройницкий, Н.А. (ред.) 1904: Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXVIII. Оренбургская губерния. СПб.
Ягафова, Е.А. 2007: Исламизация чувашей в Урало-Поволжье в XVIII – начале XX века. Этнографическое обозрение 4, 101–117.