скачать PDF

Аннотация

Афинская религиозная жизнь отличалась пестротой культов, каждый из которых был «закреплен» за определенным объединением, которое этот культ финансировало, организовывало связанные с ним праздники и жертвоприношения и выдвигало служителей культа: так, известны культы, входившие в компетенцию полиса, демов, родов, фратрий, частных культовых объединений. Таким же объединением, имевшим свою культовую систему, была фила. Культовая деятельность фил сводилась преимущественно только к одному культу – культу героя-эпонима филы, и в этом существенная особенность сакральной жизни фил, в отличие от других объединений, где число объектов поклонения было не ограничено. Каждый эпоним имел свое святилище, около которого происходили собрания филы и где приносились жертвы. Жрецами филы изначально являлись родовые жрецы, с древнейших времен обслуживавшие культ героя-эпонима. С конца V – начала IV в. до н.э. в составе жречества начинаются перемены, и жрецами могут становиться избранные лица из числа филетов; однако с родовым жречеством связи не прерывались никогда. Каждая фила имела свои земельные владения, доходы от которой шли на устройство ее культа. Филы как структурообразующие единицы полиса принимали участие в организации религиозной жизни Афин, взяв на себя обязанности набора и обучения команд для полисных агонов, а также задачу набора эфебов, принимавших активное участие в религиозных церемониях полиса.

Ключевые слова

Древняя Греция, Афины, религия, фила, жрецы, герой-эпоним.

Ленская Валерия Серговна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела сравнительного изучения древних цивилизаций Института всеобщей истории РАН.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бондарь, Л.Д. 2009: Афинские литургии V–IV вв. до н.э. СПб.

Видаль-Наке, П. 2001: Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире. М.

Ленская, В.С. 2012: Иеропеи в древней Греции. ПИФК 4, 179–191.

Ленская, В.С. 2015: Чужеземные боги в Афинах в V–IV вв. до н.э. Мнемон 15, 386–402.

Ленская, В.С. 2016: Проблемы финансирования полисных культов в Афинах в V–IV вв. до н.э. ВДИ 76/4, 902–918.

Суриков, И.Е. 2000: Из истории греческой аристократии позднеархаическойи раннеклассической эпох. Род Алкмеонидов в политической жизни Афин VII–V вв. до н.э. М.

Blok, J.H., Lambert, S.D. 2009: The Appointment of Priests in Attic Gene. ZPE 169, 95–121.

Bondar’, L.D. 2009: Afi nskie liturgii V–IV vv. do n.e. [Athenian liturgies V–IV BC]. Saint Petersburg.

Camp II, J. McK. 1986: The Athenian Agora. London.

Clinton, K. 1974: The Sacred Offi cials of the Eleusinian Mysteries. Philadelphia.

Davies, J.K. 1971: Athenian Propertied Families 600–300 B.C. Oxford.

Dow, S. 1937: Prytaneis. A Study of the Inscriptions Honoring the Athenian Counillors. Hesperia Supplements 1, 1–258.

Ekroth, G. 2002: The sacrifi cial Rituals of Greek Hero-Cults. Liège.

Ferguson, W.S. 1938: The Salaminioi of Heptaphylai and Sounion. Hesperia 7, 1–74.

Finley, M. 1973: Studies in Land and Credit in ancient Athens, 500–200 B.C. The Horos Inscriptions. New York.

Goette, H.R. 2007: “Choregic” or victory monuments of the tribal Panathenaic contests. In: O. Palagia, A. Choremi-Spetsieri (eds.), The Panathenaic Games. Proceedings of an international conference held at the University of Athens, May 11–12, 2004. Oxford–Oakville, 177–126.

Grote, O. 2016: Die Griechischen Phylen. Stuttgart.

Henderson II, Th. 2011: A History of the Athenian Ephebeia: 335–88 BC. PhD (The Florida State University).

Jones, N.F. 1987: Public Organization in Ancient Greece: A Documentary Study. Philadelphia.

Jones, N.F 1999: The Associations of Classical Athens. The Response to Democracy. N.-Y.– Oxford.

Kearns, E. 1989: The Heroes of Attica. London.

Kirchner, J.1901: Prosopographia Attica. I. Berolini.

Kron, U. 1976: Die zehn attischen Phylenheroen. Geschichte, Mythos, Kult und Darstellungen. Berlin.

McLeod, W. 1959: An Ephebic Dedication from Rhamnous. Hesperia 28, 121–126.

Mikalson, J. 1998: Religion in Hellenistic Athens. Berkeley–Los Angeles–London.

Mommzen, A. 1889: Die zehn Eponymen und die Reihenfolge der nach ihnen benannten Phylen Athens. Philologus 47, 449–486.

Muñiz Grijalvo, E. 2005: Elites and Religious Change in Roman Athens. Numen 2, 255–282.

Papazarkadas, N. 2011: Sacred and Public Land in ancient Athens. Oxford.

Parker, R. 1996: Athenian Religion: A History. Oxford

Pélékidis, Ch. 1962: Histoire de l’éphébie attique des origines à 31 avant Jésus-Christ. Paris.

Pouilloux J. 1954: La Forteresse de Rhamnonte. Paris.

Reinmuth, O. 1952: Genesis of the Athenian Ephebia. TAPA 83, 34–50.

Reinmuth, O. 1971: The Ephebic Inscriptions of the Fourth Century B.C. Leyden.

Schlaifer, R. 1940: Notes on Athenian Public Cults. Harvard Studies in Classical Philology 51, 233–260.

Shear, T.L. 1970: The Monument of the Eponymous-Heroes in the Athenian Agora. Hesperia 39, 145–222.

Szanto, E. 1902: Die griechischen Phylen. Wien.

Thompson, H.A., Wycherley, R.E. 1972: The Athenian Agora. XIV. The Agora of Athens. The History, Shape and Uses of an Ancient City Center. Princeton–New Jersey.

Töpffer, J. 1889: Attische Genealogie. Berlin.

Traill, J. 1975: The Political Organization of Attica. A Study of the Demes, Trittyes and Phylai and their Representation in the Athenian Council. Princeton–New Jersey.

Whitehead, D. 1986: The Demes of Attica 508/7–250 B.C. A Political and Social Study. Prin ceton.

Wilamowitz-Moellendorff, U. 1893: Aristoteles und Athen. I. Berlin.

Wycherley, R.E. 1957: The Athenian Agora. III. Literary and Epigraphical Testimonia. Princeton– New Jersey.