Аннотация
Одним из сюжетов палеолитического искусства являются знаки – геометрические фигуры символического характера. На территории Восточной Европы в искусстве малых форм широкое распространение получил сложный геометрический орнамент, который наносился на орудия труда, оружие, предметы быта, а также на обломки бивней, рогов, костей аморфной формы. Настоящая статья посвящена единственной находке подобного рода, сделанной на территории Среднего Приднестровья на стоянке Дорошивцы III, слой 6 (22 300±100 (GrA) лет назад). Этот предмет со сложным геометрическим орнаментом можно отнести к разряду уникальных.
Неповрежденная часть наружной поверхности поделки почти полностью покрыта геометризованными изображениями в виде фигур, которые получили условное называние «лабиринты». Всего сохранилось 16 подобных изображений разной степени сохранности и законченности. Только 13 таких «лабиринтов» представляют собой самостоятельные целостные изображения. Каждый из «лабиринтов» – это прямоугольник или высокая трапеция, внутрь которых вписаны несколько, иногда соединенных одной линией, иногда последовательно вписанных друг в друга, изображений из скобкообразных фигур с выступом в средней части, прямоугольников, простых двойных, одинарных или двойных с угловым выступом «скобок», стилизованных головок оленя, продольной линии с насечками по одной стороне, ритмически коротких параллельных нарезок и знаков, напоминающих простейший меандр.
Культурный контекст поделки может быть определен как вариант позднего граветта с наконечниками с боковой выемкой, отличный от граветта костенковско-виллендорфско-павловского единства. Орнаментальная композиция на изделии уникальна и также не имеет аналогий в геометрическом искусстве памятников восточного граветта Восточноевропейской равнины, одновременных со стоянкой Дорошивцы III.
Ключевые слова
Верхний палеолит, Восточная Европа, граветт, стоянка Дорошивцы III, искусство малых форм, геометрические изображения.
Абрамова, З.А. 1962: Палеолитическое искусство на территории СССР. М.–Л. (САИ А4–03).
Абрамова, З.А. 2005: Животное и человек в палеолитическом искусстве Европы. СПб.
Бозинский, Г. 1999: Региональные различия в символических знаках палеолитического наскального искусcтва. В сб.: Локальные различия в каменном веке. СПб, 143–148.
Гвоздовер, М.Д. 1985: Орнамент на поделках костенковской культуры. СА 1, 9–22.
Кулаковская, Л., Усик, В. 2013: Палеолит Среднего Поднестровья: новые материалы. В сб.: Г.М. Тощев (ред.), Матеріали міжнародної наукової конференції «Північне Приазов’я в епоху кам’яного віку — енеоліту» до 100-річчя від дня народження В.М. Даниленко. Мелітополь, 93–99.
Ступак, Д.В., Хлопачев, Г.А., Грибченко, Ю.Н., Комар, М.С. 2015: Новая верхнепалеолитическая стоянка Оболоння. Епiграветськi пам`ятки Середньго Поднiпров`я. Археологический альманах 31, 9–30.
Хлопачев, Г.А. 2006: Бивневые индустрии верхнего палеолита Восточной Европы. СПб.
Хлопачев, Г.А. 2016: Верхний палеолит: образы, символы, знаки. Каталог предметов искусства малых форм и уникальных находок верхнего палеолита из археологического собрания МАЭ РАН. СПб.
Шовкопляс, И.Г. 1965: Мезинская стоянка. Киев.
Breuil, H. 1952: Quatre cents siècles d’art pariétal. Montignnac (Dordogne).
Kulakovska, L., Usik, V., Haesaerts, P., Ridush, B., Uthmaier, Th., Hauck, Th. 2014: Upper Paleolithic of Middle Dniester: Doroshivtsi III site. Quaternary International 359, 347–361.
Leroi-Gourhan, A. 2009: L`art parietal. Lagage de la préhistoire. Présentation Marc Groenen. Grenoble.
Leroi-Gourhan, A., Delluc, B., Delluc, G. 1995: Préhistoire de l`art ossidental. Paris.
Marshack, A. 1972: The Roots of Civilization. The cognitive beginnings of man`s fi rst art, symbol and notation. New York–St. Louis–San Francisco–Toronto–Mexico–Dusseldorf.
Marshack, A. 1979: Upper Paleolithic Symbol Systems of the Russian Plain: Cognitive and Comparative Analysis. Current Anthropology 20/2, 271–311.