скачать PDF

Аннотация

В статье дан первый опыт исследования образа собаки в наскальном искусстве Южной Сибири и Монголии (эпоха бронзы и скифское время). Обозначена сложность в определении видовой принадлежности изображений семейства канисовых и выделены изобразительные признаки для решения этой проблемы. Анализ памятников наскального искусства, а также мелкой пластики позволил заключить, что это возможно сделать по материалам петроглифов, благодаря включению образа собаки в композиции. Отмечена вероятность изображения конкретных пород древних собак, существовавших у народов тайги и лесостепи северной периферии Центральной Азии. Итогом исследования являются выводы о поразительной популярности этого образа в искусстве Монголии, Саяно-Алтая и Среднего Енисея; о принадлежности изображений исключительно композициям; о преимущественном месте собак в производственных сценах. Замечено, что, начиная с эпохи бронзы, довольно многочисленны изображения собак в наскальном искусстве Центральной Азии, где они представлены в ярких динамичных сценах. Анализ памятников наскального искусства Среднего Енисея, Алтая-Саянского нагорья и Монголии, позволяет сделать вывод о наибольшей популярности этого образа в наскальном творчестве населения монгольских степей. На петроглифах Саяно-Алтая и в искусстве населения Среднего Енисея он встречается реже. Изображения собак (персонажа «второго плана»), нередко включены в качестве активных участников, помощников человека, также в мифологические композиции и бытовые сцены. В зависимости от этого следует воспринимать смысловое значение образа. Требует объяснения отсутствие изображений собак в неолитическое время обозначенного субрегиона и исследование хронологической принадлежности этих изображений на петроглифах Сибири и Центральной Азии.

Ключевые слова

Собака, искусство скифского периода, звериный стиль, петроглифы, Южная Сибирь, Монголия, эпоха бронзы и скифская эпоха, эпоха ранних кочевников.

Бобров Владимир Васильевич – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии Кемеровского государственного университета; заведующий отделом гуманитарных исследований Института экологии человека ФИЦ УУХ СО РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Моор Наталья Николаевна – старший преподаватель кафедры археологии Кемеровского государственного университета, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Богданов, Е.С. 2006: Образ хищника в пластическом искусстве кочевых народов Центральной Азии (скифо-сибирская художественная традиция). Новосибирск.

Грач, А.Д. 1980: Древние кочевники в центре Азии. М.

Деревянко, А.П., Петрин, В., Цэвээндорж, Д., Мыльников, В.П. 2008: Святилище с наскальными рисунками Баянлиг хад в Монголии. Новосибирск.

Дэвлет, Е.Г., Дэвлет, М.А. 2005: Мифы в камне. М.

Дэвлет, М.А. 1976: Большая Боярская писаница. М.

Дэвлет, М.А. 1998: Петроглифы на дне Саянского моря. М.

Дэвлет, М.А. 2013: Утес под Енисеем. К юбилею Николая Владимировича Леонтьева. Научное обозрение Саяно-Алтая 1 (5), 17–27.

Ковалева, О.В. 2013: Рисунки на плитах и стелах кургана Барсучий Лог. Научное обозрение Саяно-Алтая 1(5), 91-112.

Кубарев, В.Д. 2010: История изучения святилища Калбак-Таш (республика Алтай). Древности Сибири и Центральной Азии 3 (15), 44–60.

Кубарев, В.Д. 2007: Палеоэкономика населения монгольского Алтая (по петроглифам и этнографическим источникам). В сб.: В.Е. Ларичев (ред.), Алтае-Саянская горная страна и соседние территории в древности. Новосибирск, 275–285.

Кубарев, В.Д., Черемисин, Д.В. 1987: Волк в искусстве и верованиях кочевников Центральной Азии. В сб.: И.Н. Гемуев, А.М. Сагалаев (ред.), Традиционные верования и быт народов Сибири. Новосибирск, 98–117.

Кубарев, В.Д., Цэвээндорж, Д., Якобсон, Э. 2005: Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск–Улан-Батор–Юджин.

Кубарев, Г.В. 2012: Петроглифы Сырнах-Гозы. В сб.: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы итоговой сессии ИаиЭ СО РАН. XVIII. Новосибирск, 195–199.

Кузнецов, Н.А. 1998: Погребение собак на среднем Енисее как археологический источник: автореф. на соиск. уч. степ. канд. ист. н. Новосибирск.

Миллер, А.А. 1922: Изображения собак в древностях Кавказа. Известия Российской академии истории материальной культуры II, 287–324.

Моор, Н.Н. 2017: Изображения волка в декоре тагарских ножей и оружия. Вестник Новосибирского государственного университета 16-7, 106–116.

Новиков, А.В. 1995: Погребения собак в материалах новосибирского варианта кулайской культуры (к вопросу интерпретации). В сб.: В.И. Молодин (ред.), Археология вчера, сегодня, завтра. Новосибирск, 63–71.

Новиков, A.B. 1997: Собаки в системе питания населения Азии. В сб.: Л.М. Кадырова, Н.А. Томилов (ред.), Интеграция археологических и этнографических исследований. Материалы V Всероссийского научного семинара, посвященного 155-летию со дня рождения Н.М. Ядринцева. Омск–Уфа, 112–115.

Окладников, А.П., Запорожская, В.Д. 1969: Петроглифы Забайкалья. Ч.1. Л.

Окладников, А.П., Окладникова, Е.А., Запорожская, В.Д., Скорынина, Э.А. 1979: Петроглифы долины реки Елангаш (юг Горного Алтая). Новосибирск.

Переводчикова, Е.В. 1994: Язык звериных образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. М.

Савинов, Д.Г. 1980: Изображения собак на оленных камнях. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Материалы I Всесоюзной археологической конференции. Кемерово, 319– 328.

Сергин, В.Я. 1971: Об одной гипотезе одомашнения собаки. Советская археология 1, 195– 200.

Советова, О.С. 1987: Сюжет с великанами на скалах Тепсея. В сб.: А.И. Мартынов, В.И. Молодин (ред.), Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск, 173–176.

Цалкин, В.И. 1970: Домашняя собака в неолите Забайкалья. В сб.: В.Е. Ларичев (ред.), Сибирь и ее соседи в древности 3. Новосибирск, 191–194.

Шер, Я.А. 1980: Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.

Kubarev D., Jakobson, E. 1996: Sibérie du sud 3: Kalbak-Tash I (Republique de l’Altai). Repertoire des Petroglyphes d’Asie Centrale. Fascicule №3. Paris.