Аннотация
В статье рассматриваются результаты бесконтактного трёхмерного документирования, выполненного на монгольском памятнике наскального искусства Гачуурт («Гачууртын амны хадны зураг»). Рисунки Гачуурта относятся к своеобразному типу, характерному для относительно небольшого ареала, охватывающего таежно-степные горные районы центральной и восточной Монголии и южной Бурятии. Специфической особенностью росписей красной краской являются схематические изображения «оградок», заполненных рядами точек, сопровождающихся фигурами людей, животных, птиц и символом дороги, показанной в виде двух параллельных линий; красочные писаницы создавались во второй половине II–I тыс. до н.э. Патинизация и изменение оттенка поверхности и пигмента приводят к тому, что контуры изображений просматриваются нечетко, что провоцировало обводку изображений для прорисовок и фотографирования. Современное бесконтактное документирование выполнено методом цифровой фотосъемки с последующей обработкой изображений фотограмметрическим способом и формированием трехмерных полигональных моделей. Фотографическая текстура моделей была подвергнута ряду преобразований, улучшивших дешифрируемость растрового изображения и позволивших выполнить трехмерную векторизацию рисунков. Результаты векторизации сопоставлены с прорисовками, выполненными традиционными методами (глазомерной зарисовкой, калькированием, в том числе с использованием оконтуривания мелом и графитовым карандашом), при этом выявлены фигуры, не учтенные на опубликованных прорисовках. Анализ собранных данных позволяет сделать вывод о продолжающей деградации изображений под воздействием природных (перепады температуры, ветровая корразия) и антропогенных факторов. Сравнение результатов векторизации с прорисовками прошлых лет показывает, что часть изображений уже деструктирована в результате обрушения скалы, а сохранившиеся находятся под угрозой уничтожения и могут быть утрачены в ближайшие годы.
Ключевые слова
Археология, Монголия, Гачуурт, наскальные изображения, росписи охрой, трехмерное моделирование, фотограмметрия, преобразования фотографической текстуры, векторизация изображений.
Батчулуун, Л. 1998: О древнем наскальном изображении борьбы. Урлах эрдэм 7, 84–88 (на монг. яз.)
Волков, В.В. 1967: Бронзовый и ранний железный век Северной Монголии. Улан-Батор.
Дорж, Д. 1963: Монголын хурлийн Уеийн хадны зураг (Петроглифы бронзового века). Studia Archeologica. II/I. 4. Улан-Батор. (На монг. яз.)
Дэвлет, Е.Г., Дэвлет, М.А. 2005: Мифы в камне. Мир наскального искусства России. М.
Дэвлет, М.А. 2000: Образ пути-дороги в наскальном искусстве Сибири и Центральной Азии. Исторический ежегодник. Специальный выпуск. Омск.
Марсадолов, Л.С. 2001: Комплекс памятников в Семисарте на Алтае. В сб.: Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. 4. СПб, 44–48.
Марсадолова, Т.Л. 2010: Художественный образ ангела: от первобытности к средневековью. В сб.: П.К. Дашковский (ред.), Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе: сборник статей. IV. Барнаул, 39–53.
Новгородова, Э.А. 1975: Карасукские традиции в раннескифском монументальном искусстве Монголии. В сб.: И.С. Кацнельсон (ред.), Древний Восток. М., 288–292.
Новгородова, Э.А. 1984: Мир петроглифов Монголии. М.
Окладников, А.П. 1981а: Петроглифы Монголии. Л.
Окладников, А.П. 1981б: Петроглифы Чулутын-гола (Монголия). Новосибирск.
Окладников, А.П., Запорожская, В.Д. 1969, 1970: Петроглифы Забайкалья. Ч. 1–2. Л.
Окладников, А.П., Молодин, В.И., Конопацкий, А.К. 1980: Новые петроглифы Прибайкалья и Забайкалья. Новосибирск.
Тиваненко, А.В. 1990: Древнее наскальное искусство Бурятии. Новосибирск.
Цүлтэм, Н. 1988: Обзор развития изобразительного искусства Монголии. Улан-Батор.
Цэвээндорж, Д. 1983: Монголын хүй нэгдлийн урлагийн дурсгал. Улан-Батор. (На монг. яз.)
Цэвээндорж, Д. 1999: Монголын эртний урлагийн түүх. Улан-Батор. (На монг. яз.)