скачать PDF

Аннотация

В статье выдвинуты проблемы, связанные с часто возникающим перед исследователями древнего и средневекового искусства вопросом о правомерности и реальной возможности сопоставления образов, мотивов, сюжетов в искусстве с материалами фольклорных источников – мифов, эпических произведений, народных преданий, сказок и пр. Интерес представляет тюркский эпос, основной пласт которого сложился, по мнению специалистов, в раннем средневековье. Обозначены аспекты его формирования и развития. Этот вид фольклора наиболее востребован при исследовании возможностей его использования для интерпретации декоративного искусства раннесредневековых кочевников Центральной Азии. Последнее представлено в основном ременной гарнитурой и другими предметами из цветного металла, украшавшими коня и всадника. Изделия декорированы в особом стиле, распространившемся у кочевников в раннем средневековье. Художественная система орнаментации и декора – растительного, зооморфного, сюжетно-антропоморфного и геометрического, включающего и смысловые мотивы, позволяет рассмотреть на этой основе предполагаемую многими предшественниками связь декоративного искусства разных эпох с эпосом. Рассмотрение обоих видов искусства – визуального и вербального – позволило сформулировать общие черты их стилистики и образов, а также некоторые закономерности развития. Обе ветви искусства можно рассматривать как единый культурный феномен конкретной эпохи. Обозначен уровень сопоставления этих видов искусства на примере структурных элементов художественной системы декоративного стиля. Сделан вывод о том, что раннесредневековое декоративно-прикладное искусство кочевников Центральной Азии перспективно для изучения не конкретных прямолинейных сопоставлений (хотя бывают исключения), а для выявления мировоззренческих основ и реальных исторических условий его возникновения и развития.

Ключевые слова

Раннее средневековье, кочевники, Центральная Азия, декоративно-прикладное искусство, ременные украшения из цветного металла, система декора, фольклор, героический эпос.

Король Галина Георгиевна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии РАН.

Наумова Ольга Борисовна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 18-09-00257.

Алексеев, В.П. 1977: Этногенетические предания, лингвистические данные, антропологический материал. В сб.: Р.С. Липец (ред.), Этническая история и фольклор. М., 9–32.

Вайнштейн, С.И. 1974: История народного искусства Тувы. М.

Вайнштейн, С.И., Липец, Р.С. 1980: Проблема взаимосвязи эпоса и народного изобразительного творчества. В сб.: Н.Ц. Биткеев (ред.), «Джангар» и проблема эпического творчества тюрко-монгольских народов. М., 61–71.

Васильев, С.А., Березкин, Ю.Е., Дыбо, А.В., Козинцев, А.Г., Табарев, А.В., Слободин, С.Б. 2013: Заселение человеком Нового Света: предварительные итоги комплексного исследования. Этнографическое обозрение 3, 3–20.

Грязнов, М.П. 1961: Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири. В сб.: М.И. Артамонов (ред.). Археологический сборник Гос. Эрмитажа 3. Л., 7–31.

Гребнев, Л.В. (ред.) 1960: Сказания о богатырях: Тувинский героический эпос. Кызыл.

Дэвлет, Е.Г., Дэвлет, М.А. 2005: Мифы в камне: Мир наскального искусства России. М.

Ермоленко, Л.Н. 2008: Изобразительные памятники и эпическая традиция: по материалам культуры древних и средневековых кочевников Евразии. Томск.

Жданко, Т.А. 1958: Каракалпакская эпическая поэма «Кырк кыз» как историко-этнографический источник. Краткие сообщения Института этнографии АН СССР ХХХ, 110–120.

Жирмунский, В.М. 1961: Введение в изучение эпоса «Манас». В кн.: В.М. Жирмунский (ред.), Киргизский героический эпос «Манас». М., 85–196.

Иванов, С.В. 1961: Орнамент. В сб.: М.Г. Левин, Л.П. Потапов (ред.), Историко-этнографический атлас Сибири. М., 369–435.

Кореняко, В.А. 2002: Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль (Серия: Культура народов Востока). М.

Короглы, Х.Г. 1983: Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. М.

Король, Г.Г. 2008: Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки. Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства (САИПИ). V. М.–Кемерово.

Кудияров, А.В. 1986: Проблемы изучения художественного стиля эпоса сибирских народов. В сб.: В.М. Гацак (ред.), Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск, 114–149.

Липец, Р.С. (ред.) 1977: Этническая история и фольклор. М.

Липец, Р.С. 1982: Проблема взаимосвязей тюрко-монгольского эпоса с изобразительным искусством кочевников Евразии (Труды советских археологов 40–50-х годов). В сб.: Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. IX (Труды Института этнографии. Нов. сер. 110). М., 186–208.

Липец, Р.С. (ред.) 1983: Фольклор и историческая этнография. М.

Липец, Р.С. 1984: Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.

Липец, Р.С., Серов, С.Я. 1977: Предисловие. В сб.: Р.С. Липец (ред.), Этническая история и фольклор. М., 3–8.

Мусаев, С.М. 1984: Киргизский народный эпос «Манас». В кн.: С.М. Мусаев (ред.), Манас. Киргизский героический эпос (Серия: Эпос народов СССР). Фрунзе, 420–442.

Неклюдов, С.Ю. 1984: Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. (Серия: Исследования по фольклору и мифологии Востока). М.

Орус-оол, С.М. (сост.). 1997: Тувинские героические сказания. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. 12. Новосибирск.

Панкова, С.В. 2012: Ошкольская писаница в Хакасии. В сб.: О.С. Советова, Г.Г. Король (ред.), Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии (Труды САИПИ IX). М.– Кемерово, 76–96.

Путилов, Б.Н. 1977: Проблемы типологии этнографических связей фольклора. В сб.: Б.Н. Путилов (ред.), Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л., 3–14.

Путилов, Б.Н. 1986: Фольклорный процесс и этническая история Сибири и Дальнего Востока. В сб.: В.М. Гацак (ред.), Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск, 15–22.

Рифтин, Б.Л. 1982: Общие темы и сюжеты в фольклоре народов Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. В сб.: В.В. Петров, О.Л. Фишман (ред.), Страны и народы Востока. 23. М., 102–109.

Рыбаков, Н.И. 2014: Мотивы центральноазиатского синкретизма и памятники междуречья Июсов. В сб.: В.И. Соенов (ред.), Древности Сибири и Центральной Азии. 7 (19). Горно-Алтайск, 194–201.

Сагалаев, А.М. 1984: Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. Новосибирск.

Сагалаев, А.М. 1991: Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. Новосибирск.

Сагалаев, А.М., Октябрьская, И.М. 1990: Традиционное мировоззрение тюрков Сибири: Знак и ритуал. Новосибирск.

Советова, О.С. 2005: Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (сюжетные образы). Новосибирск.

Унгвицкая, М.А., Майногашева, В.Е. 1972: Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан.

Фадеева, И.Е. 1979: Народное искусство как пластический фольклор. В сб.: В.М. Полевой (ред.), Советское искусствознание’78. 1. М., 284–306.