скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена выяснению отношения высших европейских феодалов к ромейскому христианству на территории Восточного Средиземноморья и Франкократии. Автор полагает необоснованным распространенное в историографии утверждение (высказанное Ж. Ле Гоффом) о том, что с 1054 г. западный средневековый человек считал ромея схизматиком, едва ли не еретиком. Несогласие с такой точкой зрения аргументируется свидетельствами источников. Так, еще во время II крестового похода руководители франкского войска отвергали призывы епископа Готфрида Лангрского к захвату Константинополя. Ненависти к ромейской вере не испытывали и хронисты-свидетели событий 1203–1204 гг.: Робер де Клари и Жоффруа де Виллардуэн. На основании анализа их текстов автор выделяет две основные черты во взглядах рыцарей: стремление объяснить завоевание Константинополя не религиозными причинами и отсутствие «ментального» барьера в восприятии образов, характерных для церковного «православного» искусства того периода.

Во второй части статьи рассматриваются различные аспекты «практического» отношения «bellatores» к ортодоксам. Большое внимание уделено патронажу светских властей над византийскими монастырскими центрами в Иерусалимском королевстве (монастырь св. Саввы), Латинской империи и королевстве Фессалоники. Также отмечается, что ни в одном государстве крестоносцев так и не была повсеместно утверждена западная литургия. В данном контексте приведены факты изгнания католических патриархов и легатов из Антиохии и Константинополя, количественное распределение церквей между представителями основных общин имперской столицы, а также официальное признание «ромейской веры» Жоффруа де Виллардуэном в Ахейском княжестве.

Автор приходит к выводу, что во времена Крестовых походов одним из ключевых противоречий между церковью и феодалами стал именно вопрос о византийском вероисповедании. Для полководцев, впоследствии правивших государствами в Святой Земле и на Балканах, единство христианства заключалось не в общем управлении, не в унифицированной литургии, а, скорее, в почитании людьми «знака креста». И эти воззрения находили свое отражение в практической деятельности латинских властителей Востока и Романии повсеместно: от Иерусалима и до Константинополя.

Ключевые слова

Крестовые походы, церковная уния, Иерусалимское королевство, Латинская империя, Франкократия, Одо Дейльский, Жоффруа де Виллардуэн, Генрих Фландрский, Мелисенда Иерусалимская, монастырь св. Саввы

Фролов Денис Леонидович – магистрант Ярославского государственного университета. им. П.Г. Демидова.

Брюн, С.П. 2013: Византийские иконы на монетах нормандского правителя сирийской Антиохии. Культура и цивилизация 1–2, 33–48.

Карпов, С.П. 2000: Латинская Романия. СПб.

Горянов, Б.Т. 1958: К вопросу об общественно-политическом строе Латинской империи. ВВ 14 (39), 85–96.

Заборов, М.А. 1980: Крестоносцы на Востоке. М.

Ле Гофф, Ж. 2005: Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург.

Литаврин, Г.Г. 2004: От схизмы христанской церкви в 1054 году – к захвату Константинополя крестоносцами в 1204. В сб.: Тезисы докладов XVII всероссийской научной сессии византинистов. М., 3–5.

Лучицкая, С.И. 2006: Четвертый крестовый поход глазами русского современника. ВВ 65 (90), 107–126.

Медведев, И.П. 2004: Завоевание Константинополя крестоносцами в 1204 г. как средневековый аналог событиям из современной международной жизни. В сб.: Тезисы докладов XVII всероссийской научной сессии византинистов. М., 120–123.

Мутафян, К. 2007: Армянские прелаты и монархи в Иерусалиме в эпоху Крестовых походов: легенды и достоверные свидетельства. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aniv.ru/archive/2/korolevy-ierusalima-klod-mutafjan.

Успенский, Ф.И. 1996: История Византийской империи XI–XV вв. М.

Fine, J. 1994: The Late Medieval Balkans: A Critical Survey from the Late Twelfth Century to the Ottoman Conquest. Ann Arbor.

Galadza, D. 2017: Greek liturgy in crusader Jerusalem: witnesses of liturgical life at the Holy Sepulchre and St Sabas Lavra. Journal of Medieval History 43.4, 421–437.

Hamilton, B. 1980: The Latin church in the crusader states: the secular church. London.

Jacoby, D. 2014: Byzantine Culture and the Crusader States. In: D. Sakel (ed.), Papers from the Conference «Byzantine Days of Istanbul». Ankara, 197–207.

Jotischky, A. 2017: Greek Orthodox monasteries in the Holy Land and their liturgies in the period of the crusades. Journal of Medieval History 43.4, 438–454.

Le Goff, J. 1964: La civilisation de l’Occident medieval. Paris.

Lock, P. 1995: Contemporary Sources for the Fourth Crusade. Boston.

MacEvitt, С. 2017: Processing together, celebrating apart: shared processions in the Latin East. Journal of Medieval History 43.4, 455–469.

Miller, W. 1908: The Latins in the Levant, a History of Frankish Greece (1204–1566). New York.

Neocleous, S. 2012: Financial, chivalric or religious? The motives of the Fourth Crusaders reconsidered. Journal of Medieval History 38.2, 183–206.

Norwich, J. 1999: A Short History of Byzantium. London.

Robert de Clari 1924: Conquête de Constantinople. Paris.

Runciman, S. 1987: Α history of the Сrusades. Cambridge.

Schmitt, J. (ed.) 1904: The Chronicle of Morea. London.

Setton, K. 1976: The Papacy and the Levant. Philadelphia.

Van Tricht, F. 2011: The Latin Renovatio of Byzantium: The Empire of Constantinople (1204– 1228). Leiden.

Van Tricht, F. 2013: Robert of Courtenay (1221–1227): An Idiot on the Throne of Constantinople? Speculum 88(4), 996–1034.

Wolff, R.L. 1954: Politics in the Latin Patriarchate of Constantinople, 1204-1261. Dumbarton Oaks Papers 8, 225–303.