скачать PDF

Аннотация

Рассмотрены примеры наскальных росписей, выявленных на территории Мексики и Гватемалы, в иконографии которых отмечаются черты «ольмекского стиля». Рассматривается хронологическое и территориальное распространение росписей на скалах относительно ареала обитания ольмеков, а также каноничный набор элементов «ольмекского стиля». Памятник наскального искусства под открытым небом «Диабло-Рохо» на озере Аматитлан (Гватемала) соотнесен с изображениями из пещер Хуштлауака, Оштотитлан и Какауасисики (штат Герреро, Мексика), отстоящих почти на 800 километров. Сопоставлены данные иконографии и радиоуглеродного датирования. Развитие иконографической традиции и формирование изобразительного канона прослеживаются на основе анализа наскальных росписей, которые воплотили в себе поиск средств художественной выразительности и важные мифологические сюжеты для носителей культур более чем трехтысячелетней древности. Среди рассматриваемых иконографических элементов: типы головных уборов, характерных для представителей культуры ольмеков, элементы изображений человеческого лица (разрез глаз, уголки рта, опущенные вниз); также анализируются наиболее распространенные в монументальной скульптуре ольмеков композиции с «предком в нише». Основной акцент в исследовании делается на наскальных изображениях с элементами ольмекской иконографии, которые встречаются за пределами ареала культуры ольмеков. Поднимается вопрос о причинах появления подобного рода памятников на территориях, отдаленных от исконно ольмекских земель. Одним из возможных путей передачи иконографических мотивов авторы статьи считают развитие торговых отношений между ольмеками и населением отдаленных регионов.

Ключевые слова

Наскальное искусство, росписи, иконография, ольмеки, археология Мезоамерики

Хохрякова Сандра Альгимантасовна – аспирантка Российского государственного гуманитарного университета.

Фахри Амина Ильгизовна – аспирант, младший научный сотрудник Института археологии РАН.

Беляев, Д.Д. 2012а: Под сенью Птичьего Божества: формирование идеологии царской власти на Гватемальском нагорье в I тыс. до н.э. Ойкумена, 3, 8–22.

Беляев, Д.Д. 2012б: Еще раз к вопросу о социально-политической организации ольмекской археологической культуры. Политическая антропология традиционных и современных обществ: материалы международной конференции, 3–29.

Гуляев, В.И. 2014: Ольмеки в доколумбовой Мезоамерике: вождество или государство? КСИА 236, 378–282.

Дэвлет, Е.Г., Грешников, Э.А., Фахри, А.И. 2015: Естественнонаучные методы в изучении мезоамериканских пигментов доиспанского периода на скалах и в пещерной живописи. Вестник Кемеровского государственного университета 2 (62) Т. 6., 18–23.

Дэвлет, Е.Г. 2000: Художественные изделия из камня индейцев Центральной Америки. М.

Дэвлет, Е.Г. 2002: Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.

Табарев, А.В. 2005: Древние ольмеки: история и проблематика исследований. Новосибирск.

Фахри, А.И. 2016: Традиция почитания камня и стелы майя. В сб.: В.В. Боброва (ред.), Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения): материалы международной конференции. Кемерово, 215–216.

Bishop, R. 1984: El análisis por activación de neutrones de la cerámica de El Mirador. Mesoamérica 7. CIRMA, 103–110.

Clark, J.E. 1987: Politics, prismatic blades, and Mesoamerican Civilization, in The organization of core technology. Westview Press, Boulder, CO, 259–284.

Coe, M.D. 1968: America’s First Civilization. Discovering the Olmec. New York.

Cyphers, A. 2004: Escultura olmeca de San Lorenzo Tenochtitlan. Mexico.

Cyphers, A. 2007: Surgimiento y decadencia de San Lorenzo, Veracruz. Arqueología Mexicana. XV (87), 36–42.

Diehl, R.A. 2004: The Olmecs: America’s First Civilization. London.

De la Fuente, B. 1996: Homocentrism in Olmec Monumental Art. Olmec Art of Ancient Mexico, 41–49.Washington.

Ebert, C.E., Dennison, M., Hirth, K.G., McClure, S.B., Kennett, D.J. 2014: Formative Period Obsidian Exchange Along the Pacifi c Coast of Mesoamerica. Oxford.

Ericastilla, S. La Foto y el Calco de Diablo Rojo, http://arterupestredeguatemala.blogspot. ru/2010/03/el-diablo-rojo-en-1985-gary-rex-walters.html

Gay, C. 1967: Oldest cave painting of the New World. Natural History 76 (4), 28–35.

Gomez, J., Kennett, D. J., Neff, H., Glascock, M.D., 2011: Early Formative Pottery production, mobility, and exchange on the Pacifi c coast of southern Mexico. Journal of Island and Coastal Archaeology 6, 333–350.

Grove, D.C. 1987: Ancient Chalcatzingo. Austin.

Grove, D.C. 1967: Juxtlahuaca cave (Guerrero) revisited. Katunob 6 (2), 37–40.

Grove, D.C. 1968: Chalcatzingo, Morelos, Mexico: A Reappraisal of the Olmec Rock Carvings. American Antiquity 33, №4, 486–491.

Grove, D.C. 1969: Olmec Cave Paintings: Discovery from Guerrero, Mexico. Science 164, 421–423.

Grove, D.C. 1970: The Olmec cave paintings of Oxtotitlán Cave, Guerrero, Mexico. Studies in Pre-Columbian Art and Archaeology 6. Washington.

Grove, D.C. 1973: Olmec Altars and Myths. Archaeology 26, 128–135.

Griffin, G.G. 1967: Cave trip discloses earliest American art. University 34, 6–9.

Houston, S. Stuart, D., Taube K. 2006: The Memory of Bones. Body, Being, and Experience among the Classic Maya. Austin.

Inomata, T., Ortiz, R., Arroyo, B., Robinson, E.J. 2014: Chronological revision of preclassic Kaminaljuyú, Guatemala: Implications for social processes in the Southern Maya Area. Latin American Antiquity 25, № 4, 377–408.

Lambert, A.F. Juxtlahuaca Redux, The Post Hole, Issue 26, http://www.theposthole.org/sites/ theposthole.org/fi les/downloads/posthole_26_185.pdf

Leicht, R. 1972: The Dos Peñas rock paintings: A local style from the Chilapa región, Guerrero. Katunob 8 (1), 58–69.

Mata G. 1998: Reporte de una visita al pictograma del Cerro La Mariposa, conocido como “Diablo Rojo”. Utz ́ib 2 (4), 27–29.

Martinez, G. 1985: El sitio olmeca de Teopantecuanitlan en Guerrero. Anales de Antropoiogia 22, 215–226.

Martinez, G. 1994: Los olmecas en el estado de Guerrero. Los Olmecas en Mesoamérica, 143–164.

Neff, H., Glascock, M.D. 2002: Instrumental neutron activation analysis of Olmec pottery. Columbia.

Nelson, F.W., Clark, J.E. 1998: Obsidian production and exchange in Eastern Mesoamerica. Rutas de intercambio en Mesoamérica. III Coloquio Pedro Bosch Gimpera, 277–333.

Popenoe de Hatch, M., Galindo, A. 2010: Rutas comerciales del Preclásico entre el altiplano y la Costa Sur de Guatemala: Implicaciones Sociopolíticas. Simposio XXIII de Investigaciones Arqueológicas en Guatemala, 13–28.

Porter, J.B. 1989: Olmec Colossal Heads as Recarved Thrones: “Mutilation,” Revolution, and Recarving”. Ethnology RES: Anthropology and Aesthetics (17/18), 22–29.

Reilly, F.K., Garber, J.F. 2003: The Symbolic Representation of Warfare in Formative Period Mesoamerica. Ancient Mesoamerican Warfare, 127–148.

Robles R., Ma., Schoenberg P. 2006: E estilo olmeca en Guerrero. Arqueología Mexicana XIV – Núm. 82, 38–41.

Rowe, M., Steelman, K. 2004: El “Diablo Rojo” de Amatitlán: Aplicación de una técnica no destruc tiva de cronología por radiocarbono. XVII Simposio de Investigaciones Arqueológicas en Guatemala, 1059–1070.

Schele, L. The Linda Schele Drawings Collection, http://research.famsi.org/schele_list.php?_ allSearch=olmec

Stone, A. 1995: Images from the underworld: Naj Tunich and the Tradition of Maya caves painting. Austin.

Taube, K. 2004: Pre-Columbian art at Dumbarton Oaks. Washington.

Villela, F., Samuel, L. 1989: Nuevo testimonio rupestre olmeca en el oriente de Guerrero. Arqueología 2, 37–48.