скачать PDF

Аннотация

В статье разбираются проблемы, касающиеся соотношения традицион- ных верований и монотеистических религий на Кавказе. В качестве примера берется мо- тив бычьей головы. Во внешней облицовке некоторых христианских храмов Закавказья (по преимуществу Армения и Грузия) в эпоху средневековья появляются изображения бычьей головы. Для выяснения значения этого мотива предлагается для начала выявить подобные изображения в нехристианском контексте того же времени (археологические находки, погребальные комплексы, курганы и т.д.). Затем прослеживается бытование это- го образа в более ранние исторические эпохи. И, наконец, при помощи этнографических свидетельств, происходящих из наиболее архаических обществ (нагорный Дагестан, Сва- нетия), выдвигается гипотеза о том, что изображения бычьей головы имели значение апо- тропея как в христианской, так и в нехристианской среде. При этом в тех случаях, когда изображение бычьей головы соседствует с изображением жертвенного сосуда, скорее все- го можно воспринимать его как аллюзию на идею жертвенности и искупления.

Ключевые слова

архитектурная пластика, Закавказье, бычья голова, апотропей

Ендольцева Екатерина Юрьевна – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Ин- ститута Востоковедения РАН.

Аладашвили, Н.А. 1977: Монументальная скульптура Грузии. Москва.

Бардавелидзе, В.В. 1957: Древнейшие верования и обрядовое графическое искусство гру- зинских племен. Тбилиси.

Бардавелидзе, В.В. 1957: Древнейшие религиозные верования и обрядовое графическое ис- кусство грузинских племен. Тбилиси.

Брилева, О.А. 2012: Древняя бронзовая антропоморфная пластика Кавказа (XV вв. до н. э. – X в. н. э.). М.

Булатов, А.Г. 1999: Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды на- родов Дагестана. СПб.

Гаджиев, Г.А. 1991: Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.

Давудов, О.М., Маммаев, М.М. 2005: Типология и художественно-стилистические осо- бенности средневековых зооморфных пряжек из Западного Дагестана. В сб.: Древ- ности Кавказа и Ближнего Востока. Махачкала.

Дурново, Л.А. 1979: Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. М.

Есаян, С.А. 1980: Скульптура древней Армении. Ереван.

Званба, С.Т. 1982: Абхазские этнографические этюды. Сухуми.

Кантемиров, Э.С., Дзаттиаты, Р.Г. 1995: Тарский катакомбный могильник VIII–IX вв. н.э. В кн.: Аланы: история и культура. Владикавказ.

Карпов, Ю.Ю. 1998: «Рогатые» деревянные сосуды западного Дагестана. Этнографиче- ские тетради12, 5–13.

Карпов, Ю. Ю. 2002: Горско-кавказская божественная триада. В кн.: Христианство в ре- гионах мира. СПб., 172–179.

Кушнарева, К.Х., Чубинашвили, Т.Н. 1970: Древние культуры южного Кавказа. Л.

Миллер, А.А. 1927: Древние формы в материальной культуре современного населения Дагестана. В сб.: Материалы по этнографии. Л.

Мовчан, Г.Я. 2001: Старый аварский дом в горах Дагестана и его судьба. По материалам авторских обследований 1945–1964 гг. М.

Северов, Н.П., Чубинашвили, Г.Н. 1946: Мцхета. М.

Токарский, Н.М. 1961: Архитектура Армении. IV–XIV века. Ереван.

Чибиров, Л.А. 2008: Традиционная духовная культура осетин. М. 111 Christianorum. Latin Series1954/I. 112 «Крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины». 113 Евр. 9:12 Синкретические образы: изображение бычьей головы 337

Чурсин, Г.Ф. 1956: Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми.

Шмидт, К. 2011: Они строили первые храмы. Таинственное святилище охотников камен- ного века. Археологические открытия в Гебекли Тепе. СПб.

Azara, P. 2002: The Golden calf. The Bull in the collective imagination of the ancient Mediterranean. In: Bulls: image and cult in the ancient Mediterranean. Exhibition in Barcelona. Salo del Tinell, 14.11.02 – 06.03.03. Catalogue of the exhibition. Barcelona.

Der Nersessian, S. 1965: Aghfamar. Church of the Holy Cross. Cambridge.

Rice, M. 1998: The power of the bull. London–New York.