Аннотация
В статье рассматриваются генезис и филиация мифа о Сибири «гипер- борейской» в русской словесности начала XIX в., а именно в творчестве Владимира Фе- досеевича Раевского и в дружеской переписке Гавриила Степановича Батенькова. Истоки мифа о Гиперборее находятся в античной мифологии и литературе – в лирике Пиндара и Вергилия: поэты воссоздают две несходные мифоверсии о блаженной, счастливой, лет- ней гиперборейской земле (Пиндар) и суровой, жестокой, зимней Гиперборее (Вергилий). В начале XIX в. антологическая образность наследуется русскими поэтами – В.А. Жуков- ским, А.С. Пушкиным, для них счастьем, светом, аполлоническими восторгами наполне- на жизнь в северной родине поэта – России. В творческом сознании будущих декабристов происходит контаминация древнегре- ческой и древнеримской версий гиперборейского мифа: отличительными чертами сибир- ского пространства видятся домашний покой; счастливая удаленность Сибири от мировых и столичных политических сражений; здоровый и одновременно суровый климат. Сиби- ряку-гиперборейцу оказываются знакомы аполлонические наслаждения – творчество и чтение. При этом круг его чтения достаточно широк: здесь мы найдем тексты самой раз- ной тематики и языковой принадлежности – от художественной литературы до научной, философской и религиозной; от текстов на родном языке до изданий на французском, ан- глийском и немецком. Декабрьское восстание прервало формирование сибирской мифопоэтической идил- лии, генетически восходящей к античной мифологии и русской лирике Золотого века: по- сле 1825 г. для философов, ученых и поэтов Сибирь предстала местом ссылки и каторги, чтение – порой единственным интеллектуальным наслаждением, а книга – самым верным другом.
Ключевые слова
античная мифология, античная литература, русская поэзия Золото- го века, русская культура начала XIX в., миф о Сибири «гиперборейской», творчество В.Ф. Раевского, переписка Г.С. Батенькова
Алексеев, М.П. 1984: Пушкин: Сравнительно-исторические исследования. Л.
Батеньков, Г.С. 1989: Сочинения и письма. Т.1. Письма. Иркутск.
Вергилий 1994: Собр. соч. СПб.
Дунаева, Е.Н. 1967: Декабристы и книги. М.
Жуковский, В.А. 1980: Сочинения: в 3 т. Т. 1. М.
Канунова, Ф.З. 2006: Библиотека Г.С. Батенькова в Томске. Вестник Томского государ- ственного университета 291, 77–80.
Карлова, Т.С. 1974: О структурном значении образа «мертвого дома». В кн.: Достоевский. Материалы и исследования. Т. 1. Л., 135–147.
Лосев, А.Ф. 1957: Античная мифология в ее историческом развитии. М.
Лотман, Ю.М. 1988: Декабрист в повседневной жизни. В кн.: Ю.М. Лотман (ред.), В шко- ле поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. М., 158–205. Мифы народов мира: Энциклопедия 1997: в 2. т. Т. 1. М.
Пиндар. Вакхилид 1980: Оды. Фрагменты. М.
Пушкин, А.С. 1974: К студентам. В кн.: Собр. соч.: в 10 т. Т. 1. М., 308–310.
Пушкин, А.С. 1975: Евгений Онегин. В кн.: Собр. соч.: в 10 т. Т. 4. М., 7–182.
Раевский, В.Ф. 1952: Послание Г.С. Батенькову. В кн.: В.Ф. Раевский (ред.), Стихотво- рения. Л., 104–105.
Раевский, В.Ф. 1967: Первая редакция. Послание Батенькову. В кн.: В.Ф. Раевский (ред.), Полное собрание стихотворений. М.–Л., 191–192.
Тюпа, В.И. 2009: Сибирский интертекст русской литературы. В кн.: В.И. Тюпа (ред.), Ана- лиз художественного текста. М., 254–263.
Штерн, М.С. 2005: Текст провинциального города в творчестве Ф.М. Достоевского. В кн.: М.С.Штерн, Т.И. Подкорытова (ред.), Культурологические аспекты анализа литера- турного произведения: учебно-методическое пособие. Омск, 78–91.