Аннотация
В статье рассматриваются базовые концепты/концептосферы любой лингвокультуры. По мнению авторов статьи, гастрономическая и вакхическая концептосферы являются аксиологически значимыми для характеристики национального менталитета. Лингвокультура питания и пития рассматривается как часть общей национальной лингвокультуры, которая имеет способность влиять как на формирование, так и на развитие этнокультуры. Лингвокогнитивный и лингвокультурологический подходы к анализу данных и наблюдений за культурой питания и пития в различных дисциплинах и в их комплексах позволяет понять ее как ключ, код к пониманию национальной культуры в целом, становятся средством реконструкции национальной картины мира. В рамках данных подходов наибольший интерес для авторов статьи представляют лингвокультурологические или концептуальные поля. В рамках лингвокультурологического поля синтезируются 2 содержания: лингвистическое и экстралингвистическое (культурологическое). В лингвокультурологии понятие концептуального поля является одним из ключевых. Цель описания лингвокультуры питания и пития в пределах предлагаемой парадигмы – не только найти в каждой языковой форме ее когнитивный аналог, описать ее концептуальную структуру, но и определить процесс формирования наименования и процесса коагуляции. Специфика предлагаемого исследовательского метода состоит в ориентации на когнитивно-дискурсивную парадигму лингвистики, вступающую в диалогические научные связи с лингвокультурологией, когнитивной лингвистикой, социолингвистикой, семиотикой, лексической семантикой. Таким образом, междисциплинарная природа изучения культуры питания и пития объясняется, с одной стороны, самим характером объекта (связь материального и идеального, языка и сознания в культуре питания и пития), с другой стороны, современным этапом развития гуманитарных наук: их активной конвергенцией, синтезом, пересечением исследовательских областей.
Ключевые слова
Концепт, лингвоконцептология, лингвокультурология, лингвокультура питания, лингвокультура пития, семантическое поле, концептосфера, мультикультурализм
Алефиренко, Н.Ф. 2006: Язык, познание, культура: Конитивно-семиологическая синергетика слова. Волгоград.
Беленко, Е.В. 2006: Концептосфера «Продукты питания» в национальной языковой картине мира. Челябинск.
Белякова, О.В. 2007: Лингвокультурный аспект языковой номинации: на материале англоязычных лингвокультурных сценариев «Посещение ресторана», «Посещение кинотеатра», «Бытовое обслуживание. Самара.
Вежбицкая, А. 1996: Язык. Культура. Познание. М.
Воркачев, С.Г. 2002: Методологические основания лингвоконцептологии. Теоретическая и прикладная лингвистика 3, 79–95.
Воркачев, С.Г. 2007: К плюрализму в лингвистике: концепт концепта. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики 15, 19–24.
Воробьева, С.В. 2010: Лингвосемиотическая специфика англоязычного средневекового гастрономического дискурса. Вестник Нижегородского государственного лингвистического ун-та им. Н.А. Добролюбова 12, 32–43.
Гашимов, Э.А. 2005: Структурно-семантические и прагматические характеристики английского лингвокультурного кода: на материале лексико-фразеологического поля «продукты питания». Самара.
Головницкая, Н.П. 2007: Лингвокультурные характеристики немецкого гастрономического дискурса. Волгоград.
Гумилев, Л.Н. 1994: Этногенез и биосфера Земли. М.
Ермакова, Л.Р. 2010: Глюттоническая номинация в этнокультурном аспекте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/ Philologia/9_94631.doc.htm
Загидуллина, М.В. 2007: Рацион: Национальная идея. Челябинск.
Захаров, С.В. 2008: Лингвосемиотика англосаксонской институциональной глюттонии. Волгоград.
Карасик, В.И. 2007: Языковые ключи. Волгоград.
Козько, Н.А. 2012: Лингвокультурные особенности концепта «спиртные напитки» в ан- глийском языке. ПИФК 1, 334–343.
Кубрякова, Е.С. 1997: Краткий словарь когнитивных терминов. М.
Кубрякова, Е.С. 2004: Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики. Известия АН 3 (63), 3–12.
Миронова, И.К. 2002: Концептосфера «еда» в русском национальном сознании: базовые когнитивно-пропозиционные структуры и их лексические репрезентации. Екатеринбург.
Морель Морель, Д.А. 2012: Наименования напитков в национальных картинах мира: со- поставительный аспкт исследования (на материале русского, французского и английского языков. М.
Олянич, А.В. 2004: Презентационная теория дискурса. Волгоград.
Рапай, К. 2008: Культурный код: Как мы живем, что покупаем и почему. М.
Реймер, Ю.В. 2011: Лингвосемиотика вакхической лингвокультуры в русском и немецком языках. Волгоград.
Теркулов, В.И. 2011: Лингвальная когнитология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ifl .uspu.ru/images/stories/books/sbornik_1_2011.pdf
Ундрицова, М.В. 2012: Гастрономический дискурс: лингвокультурологический и переводческий аспекты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/ uploaded/800/dvd/structure_25_1863.htm