скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается культ стелы, характерный для майя классического периода (250–900 н.э.). Традиция возведения каменных монументов прослеживается во всем регионе обитания майя (Мексика, Гватемала, Белиз, Гондурас), они украшались резьбой с низким и высоким рельефом, изображающей правителей. Сюжеты, связанные с возвеличиванием и обожествлением правителя, историей его деяний, являются основными в декоре стел, начиная с IV в. н.э. Гораздо более древней считается так называемая «гладкая» стела, без изображения. Такие стелы повсеместно находили в зоне майя и, как правило, их высота была не более 3–4 метров. Гладкие стелы хронологически появляются раньше, в частности, большой корпус выявлен в городищах Такалик-Абах (Гватемала), Эль-Наранхо (Гватемала), Исапа (Мексика), их культовое значение особенно хорошо отразилось в Каминальхуйю (Гватемала), где раскопки показали центрирование по основной оси нескольких монументов, не несших декоративной обработки. Почитание камня как незыблемого и вечного материала характерно для многих древних культур, а древние майя использовали каменные монументы для того, чтобы отмечать важные календарные даты и таким образом обозначать ход времени. Камнерезное искусство развивалось уже после того как оформился культ стелы майя, воздвигая такие монументы без изображений, правители отдавали дань древней традиции, корни которой позволяет проследить анализ выбора формы камня, а также эпиграфических данных. В исследовании изучается также семантика камня и стелы майя по материалам из Каминальхуйю (Гватемала), Эль-Наранхо (Гватемала), Паленке (Мексика), Тикаль (Гватемала).

Ключевые слова

Майя, иконография, каменная скульптура, религиозные представления

Фахри Амина Ильгизовна – аспирант, младший научный сотрудник Института археологии РАН.

Беляев, Д.Д. 2000: Раннее государство у майя классического периода: эпиграфические и археологические данные. В сб.: Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынши (ред.), Альтернативные пути к цивилизации. М., 186–196.

Беляев, Д.Д. 2002: Древние майя (III–IХ вв.). В сб.: Д.М. Бондаренко, А.В. Коротаев (ред.), Цивилизационные модели политогенеза. М., 130–155.

Гуляев, В.И. 1972: Атрибуты царской власти у древних майя. Советская Археология 3, 116–134.

Гуляев, В.И. 1979: Города-государства майя: структура и функции города в раннеклас- совом обществе. М.

Гуляев, В.И. 1984a: Забытые города майя. Проблемы искусства и архитектуры. М.

Гуляев, В.И. 1984б: Культ предков у древних май я. В сб.: Л.Р. Полонской (ред.), Религии мира: История и современность. М., 56–81.

Гуляев, В.И. 1985: Типология и структура древних государств Мезоамерики. В сб.: В.А. Тишков (ред.), Исторические судьбы американских индейцев. М., 52–64.

Гуляев, В.И. 1990: Иерархия общинных структур и ее археологическое отражение (по ма- териалам доиспанской Мезоамерики). В сб.: В.И. Гуляев, Г.Е. Афанасьев (ред.), Про- блемы изучения древних поселений в археологии. М., 32–68.

Давлетшин, А.И. 2006: Символы власти в ранней юго-восточной Мезоамерике: текст и ико- нография на стеле 5 из Абах-Такалика, Гватемала. В сб.: А.А. Бородатов, В.А. Тишков (ред.), Власть в аборигенной Америке. Проблемы индеанистики. М., 142–158.

Дэвлет, Е.Г. 2000: Художественные изделия из камня индейцев Центральной Америки. М.

Дэвлет, Е.Г., Дэвлет, М.А. 2005: Мифы в камне: Мир наскального искусства России. М.

Ершова, Г.Г. 1997: Система родства майя. М.

Кинжалов, Р.В. 1971: Культура древних майя. Л.

Кнорозов, Ю.В. 1952: Древняя письменность Центральной Америки. Советская этногра- фия 3, 100–118.

Кнорозов, Ю.В. 1955: Письменность древних майя (опыт расшифровки). Советская эт- нография 1, 94–125.

Кнорозов, Ю.В., Ершова, Г.Г. 1988: Легенды о происхождении майя. В сб.: В.А. Тишков (ред.), Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанистики. М., 247–256.

Arroyo, B., Peirera, K., Cossich, M., Aragón, L., Arévalo De León, M., Galindo, C., Quiroa, F. 2007: Proyecto de Rescate Naranjo: Nuevos Datos del Preclásico en el Valle de Guatemala. In: XX Simposio de Investigaciones Arqueológicas en Guatemala, 2006. Guatemala, 1081–1100.

Clancy, F. 1985: Maya Sculpture. In: Maya: Treasures of an Ancient Civilization. New York, 58–70.

Coe, W.R. 1990: Excavations in the Great Plaza, North Terrace, and North Acropolis of Tikal. 6 Vols., TR 14, UMM 62. Philadelphia.

Fash, W.L. 1991: Scribes, Warriors and Kings: The City of Copan and the Ancient Maya. New York.

Guernsey, J., Reilly, K. 2006: Sacred Bundles: Ritual Acts of Wrapping and Binding in Mesoamerica. Boundary End Archaeological Research Center. Barnardsville.

Houston, S., Stuart, D. 1996: Of gods, glyphs, and kings: Divinity and rulership among the Classic Maya. Antiquity 70, 289–312.

Houston, S. 2014: The Life Within: Classic Maya and the Matter of Permanence. Yale University Press.

Justeson, J., Mathews, P. 1983: The seating of the tun: Further evidence Concerning a Late Preclassic Maya Stela Cult. American Antiquity 48 (4), 538–539.

Kaufman, N. 1984: An Outline of Proto-Cholan Phonology, Morphology and Vocabulary. In: Phoneticism in Mayan Hieroglyphic Writing. New York.

Morley, F., Morley, S. 1938: The Age and Provenance of the Leyden Plate. In: Contributions to American Anthropology and History 5, 24. Washington.

Pereira, K., Arroyo, B., Cossich, M. 2007: Las estelaslisas de Naranjo, Guatemala. In: XX Simposio de Investigaciones Arqueológicas en Guatemala. Museo Nacional de Arqueología y Etnología de Guatemala. Guatemala, 1054–1080.

Porter, J. 1996: Celtiform Stelae: A New Olmec Sculpture Type and its implications for Epigraphy. In: Beyond Indigenous Voices: LAILA/ALILA 11th International Symposium on Latin American Indian Literature (1994). Lancaster, 65–72.

Schele, L., Miller, M. 1986: The Blood of Kings: Dynasty and Ritual in Maya Art. Los Angeles.

Stuart, D. 1996: Kings of Stone: A Consideration of Stelae in Ancient Maya Ritual and Representation. RES 29/30, 148–71.

Stuart, D. 2010: Shining stones: Observations on the Ritual Meaning of Early Maya stelae. In: The place of Stone Monuments: Context, Use, and Meaning in Mesoamerica’s Preclassic Transition. Washington, 283–298.

Taube, K. 2000: Lightning Celts and Corn Fetishes: The Formative Olmec and the Development of Maize Symbolism in Mesoamerica and the American Southwest. In: Olmec Art and Archaeology in Mesoamerica. Washington–New Haven, 297–337.

Thompson, J. Eric, S. 1950: Maya hieroglyphic Writing: An introduction. Washington.