скачать PDF

Аннотация

Лексема «куколка» (биологическая личинка) имеет семантику жизнепо- рождения и свободы (Н. Мандельштам, Б. Пастернак, С. Соколов, Л. Толстой, М. Цвета- ева, Л. Шестов и др.); А. Дж. Тойнби видит в ней аллегорию смены цивилизаций. Кукла как симулякр человека – символ подчинения року. В «Законах» Платона человек – кукла богов, что воспринимается как данность. Человек-марионетка – не трагедия и в поэзии Хайяма. В «Госте на празднике Бон» В. Пелевина жизнь самурая показана как мгнове- ние: каждый – кукла с механизмом, сотворенным кукольным мастером, человек – мысль Бога-мастера. Но в экзистенциалистском понимании быть куклой – трагическая коллизия воли и несвободы (Л. Андреев, Г. Миллер, Н. Тэффи и др.). Собственно в кукольном мире воплощение рока – человек; например, кондитер в «Щелкунчике» Э.Т.А. Гофмана. Но па- радокс в том, что марионетка жива, пока она в руках кукловода (М. Волошин, В. Набоков). Яркий пример коллизии воли и рока – история Петрушки. Традиционный Петрушка – гедонист, провокатор, грубиян (С. Маршак и др.). В нежном сознании Котика Летаева (А. Белый) он вредное, злое создание. Однако в интерпретации И. Стравинского и А. Бе- нуа сюжет о несчастной любви Петрушки развернут в философему о смерти и бессмер- тии. Роль везунчика отдана арапу. Яблоко раздора – балерина. В Петрушке проявились психологические глубины, даже инстинкты, как считал Г. Свиридов. Описана история о пределах души марионетки, о мнимой и настоящей свободе. Фокусник возвращает убито- му Петрушке кукольную сущность, но появляется его привидение, оно грозит фокуснику. Экзистенциальная трактовка Петрушки получила продолжение в «Петрушке» И. Ела- гина. Здесь есть традиционный народный витализм и народное здравомыслие. Герой спра- ведливо наказывает порочных людей, но его силы иссякают, его последний монолог за- канчивается предчувствием настоящей, не сценической, смерти. Итак, при очевидной вариативности сюжетов о куклах (людях-куклах), вступающих в отношения с роком, в них нет дихотомии, замысел отвечает древнейшей, мультикуль- турной универсалии: марионетка (человек-марионетка) – игрушка рока. Либо это надо принять, проявив понимание бытия, либо приходится пережить экзистенциальный стресс.

Ключевые слова

Гофман, Елагин, кукла, Пелевин, Петрушка, Соколов, Хайям 

Н.М. Солнцева, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ахматова, А.Н. 1998–2002: Собр. соч.: в 6 т. М.

Белый, А.1990: Сочинения: в 2 т. М.

Бенуа, А.Н.1993: Мои воспоминания: в 2 т. М.

Волошин, М.А. 2003–2015: Собр. соч.: в 10 т. М.

Гофман, Э.Т.А. 2011: Щелкунчик и мышиный король. СПб.

Елагин, И.В. 1998: Собр. соч.: в 2 т. М.

Мандельштам, Н.Я. 2014: Собр. соч.: в 2 т. Екатеринбург.

Миллер, Г. 1995: Тропик рака. Тропик Козерога. Черная весна. М.

Нижинская, Р. 2005: Вацлав Нижинский. М.

Пастернак, Б.Л. 1988: Избранное: в 2 т. М.

Пушкин, А.С. 1959–1967: Собр. соч.: в 10 т. М.

Соколов, С. 2007: Тревожная куколка. СПб.

Тахо-Годи, А.А., Лосев, А.Ф. 1999: Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб.

Тойнби, А. Дж. 1995: Цивилизация перед судом истории. СПб.

Толстой, Л. 2000: Записные книжки. М.

Уэлч, Д. 2000: Куклы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inpearls.ru/comments/50395

Хайям, О. 1972: Рубаи. М.

Цветаева, М. 2000: Книги стихов. М.