Аннотация
Лексема «куколка» (биологическая личинка) имеет семантику жизнепо- рождения и свободы (Н. Мандельштам, Б. Пастернак, С. Соколов, Л. Толстой, М. Цвета- ева, Л. Шестов и др.); А. Дж. Тойнби видит в ней аллегорию смены цивилизаций. Кукла как симулякр человека – символ подчинения року. В «Законах» Платона человек – кукла богов, что воспринимается как данность. Человек-марионетка – не трагедия и в поэзии Хайяма. В «Госте на празднике Бон» В. Пелевина жизнь самурая показана как мгнове- ние: каждый – кукла с механизмом, сотворенным кукольным мастером, человек – мысль Бога-мастера. Но в экзистенциалистском понимании быть куклой – трагическая коллизия воли и несвободы (Л. Андреев, Г. Миллер, Н. Тэффи и др.). Собственно в кукольном мире воплощение рока – человек; например, кондитер в «Щелкунчике» Э.Т.А. Гофмана. Но па- радокс в том, что марионетка жива, пока она в руках кукловода (М. Волошин, В. Набоков). Яркий пример коллизии воли и рока – история Петрушки. Традиционный Петрушка – гедонист, провокатор, грубиян (С. Маршак и др.). В нежном сознании Котика Летаева (А. Белый) он вредное, злое создание. Однако в интерпретации И. Стравинского и А. Бе- нуа сюжет о несчастной любви Петрушки развернут в философему о смерти и бессмер- тии. Роль везунчика отдана арапу. Яблоко раздора – балерина. В Петрушке проявились психологические глубины, даже инстинкты, как считал Г. Свиридов. Описана история о пределах души марионетки, о мнимой и настоящей свободе. Фокусник возвращает убито- му Петрушке кукольную сущность, но появляется его привидение, оно грозит фокуснику. Экзистенциальная трактовка Петрушки получила продолжение в «Петрушке» И. Ела- гина. Здесь есть традиционный народный витализм и народное здравомыслие. Герой спра- ведливо наказывает порочных людей, но его силы иссякают, его последний монолог за- канчивается предчувствием настоящей, не сценической, смерти. Итак, при очевидной вариативности сюжетов о куклах (людях-куклах), вступающих в отношения с роком, в них нет дихотомии, замысел отвечает древнейшей, мультикуль- турной универсалии: марионетка (человек-марионетка) – игрушка рока. Либо это надо принять, проявив понимание бытия, либо приходится пережить экзистенциальный стресс.
Ключевые слова
Гофман, Елагин, кукла, Пелевин, Петрушка, Соколов, Хайям
Ахматова, А.Н. 1998–2002: Собр. соч.: в 6 т. М.
Белый, А.1990: Сочинения: в 2 т. М.
Бенуа, А.Н.1993: Мои воспоминания: в 2 т. М.
Волошин, М.А. 2003–2015: Собр. соч.: в 10 т. М.
Гофман, Э.Т.А. 2011: Щелкунчик и мышиный король. СПб.
Елагин, И.В. 1998: Собр. соч.: в 2 т. М.
Мандельштам, Н.Я. 2014: Собр. соч.: в 2 т. Екатеринбург.
Миллер, Г. 1995: Тропик рака. Тропик Козерога. Черная весна. М.
Нижинская, Р. 2005: Вацлав Нижинский. М.
Пастернак, Б.Л. 1988: Избранное: в 2 т. М.
Пушкин, А.С. 1959–1967: Собр. соч.: в 10 т. М.
Соколов, С. 2007: Тревожная куколка. СПб.
Тахо-Годи, А.А., Лосев, А.Ф. 1999: Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб.
Тойнби, А. Дж. 1995: Цивилизация перед судом истории. СПб.
Толстой, Л. 2000: Записные книжки. М.
Уэлч, Д. 2000: Куклы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inpearls.ru/comments/50395
Хайям, О. 1972: Рубаи. М.
Цветаева, М. 2000: Книги стихов. М.