скачать PDF

Аннотация

В статье впервые публикуются две уникальных находки из раскопок на акрополе Пантикапея: фрагмент края чернофигурного сосуда с посвятительным граффито Эргане и терракотовая статуэтка, изображающая богиню. До находки этих вещей культ Афины Эрганы не был засвидетельствован ни на территории Северного Причерноморья вообще, ни в Пантикапее в частности. Письменные источники подтверждают существование культа Афины Эрганы в таких важных культовых центрах Эллады, как Делос, Эпидавр и Дельфы, в то время как данные изобразительного искусства, прежде всего, коропластики, расширили известный ареал культа Эрганы до Восточной Греции (Малая Азия, Родос) и Сицилии, а теперь и до Боспора. В статье анализируются известные эпиграфические, археологические и иконографические свидетельства, относящиеся к культу Афины Эрганы в различных частях Ойкумены. Появление пантикапейского посвящения Афине с эпиклезой Эргана подтверждает самостоятельное существование этого эпитета уже в VI – начале V вв. до н.э. не только в материковой Греции (Дельфы), но и на периферии греческого мира. Эти две уникальные находки с акрополя Пантикапея побуждают заново оценить значение и роль культа Афины на Боспоре в позднеархаическую и раннеклассическую эпохи.

Ключевые слова

Северное Причерноморье, Боспор Киммерийский, Пантикапей, Афина Эргана, Афина Полиада, культ, посвятительное граффито, терракота.

Андрей Владимирович Агафонов – научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Майя Борисовна Муратова – доктор философии (PhD), доцент факультета искусства и истории искусств Университета Адельфи; исследователь отдела Искусства Греции и Рима Метрополитен-музея, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Agafonov, А., Samar, O. 2021: Concerning Athenian black-figure vases from Panticapaeum. In: G.R. Tsetskhladze, A. Avram, J. Hargrave (eds.), The Greeks and Romans in the Black Sea and the Importance of the Pontic Region for the Graeco-Roman World (7th century BC–5th century AD): 20 Years On (1997–2017). Proceedings of the Sixth International Congress on Black Sea Antiquities (Constanţa – 18–22 September 2017). Oxford, 511–523.

Allegro, N., Consoli, V. 2020: L’Athena di Himera: la documentazione archeologica e le fonti letterarie. In: L. Grasso, F. Caruso, R. Gigli Patanè (eds.), SIKELIKA HIERA. Approcci multidisciplinari allo studio del sacro nella Sicilia greca. Catania, 283–297.

Beazley, J.D. 1939: La raccolta Benedetto Guglielmi nel Museo Gregoriano Etrusco. Pt. I. Ceramica (Monumenti Vaticani di Archeologia e d’Arte. Vol. V). Città del Vaticano (Roma).

Bérard, C. 1976: Le liknon d’Athéna: Sur un aspect de la procession des Chalkeia et en prolégomènes à une histoire de la vannerie grecque. Antike Kunst 19, 101–114.

Bessonova, S.S. 1975: Zobrazhenn’ya Afiny za materialami Pivnichnogo Prichernomor’a [Depictions of Athena according to the materials from the North Pontic Area]. Arkheologija [Archaeology] 17, 23–38.

Безсонова, С.С. 1975: Зображення Афіни за матеріалами Північного Причорномор’я. Археологія 17, 23–38.

Blinkenberg, Chr. 1917: L’Image d’Athana Lindia. København.

Blinkenberg, Chr. 1931: Lindos. Fouilles de l’Acropole 1902–1914. Pt. I. Les Petits Objets. Berlin.

Bloesch, H.1940: Formen attischer Schalen von Exekias bis zum Ende des Strengen Stils. Berne.

Brashinskiy, I.B. 1963: Afiny i Severnoe Prichenomor’e v VI –II vv. do n.e. [Athens and the North Pontic Area in the 6th – 2nd centuries BC]. Moscow.

Брашинский, И.Б. 1963: Афины и Северное Причерноморье в VI – II вв. до н.э. М.

Brøns, C. 2017: Gods and Garments. Textiles in Greek Sanctuaries in the 7th to the 1st Centuries BC. Oxford–Philadelphia.

Burkert, W. 1985: Greek Religion. Transl. by J. Raff an. Cambridge.

Consoli, V. 2004: Atena Ergane. Sorgere di un culto sull’acropoli di Atene. ASAA LXXXII (Serie III.4.I), 31–60.

Consoli, V. 2010: Elmo, fuso e conocchia. Per un’iconografia di Atena Ergane. EIDOLA. International Journal of Classical History VII, 9–28.

Consoli, V. 2018: Atena Ergane e il Santuario del Quartiere Est a Himera. In: B. Sciaramenti (ed.), Immagini dei Greci, immagini dai Greci. Perugia, 11–52.

Di Vita, A. 1952–54: Atena Ergane in una terracotta dalla Sicilia ed il culto della dea in Atene. ASAA 30–32, 141–154.

Dörpfeld, W. 1889: Chalkothek und Ergane-Tempel. AM XIV, 304–313.

Evelyn-White, H.G. 2008: Hesiod, The Homeric Hymns, and Homerica (Project Gutenberg [EBook #348]).

Franssen, J. 2011: Votiv und Repräsentation: statuarische Weihungen archaischer Zeit aus Attika und Samos. Heidelberg.

Furtwängler A.E. 1885: Beschreibung der Berliner Vasensammmlung im Antiquarium I. Berlin.

Guarducci, M. 1967: L’Epigrafia Greca. I. Caratteri e storia della disciplina. La scrittura greca dalle origini all’età imperiale. Roma.

Giovagnorio, F. 2018: Atena Ergane sull’Acropoli di Atene. Analisi delle testimonianze epigrafi che. In: F. Camia, L. Del Monaco, M. Nocita (eds.), Munus Laetitiae. Studi Miscellanei off erti a Maria Letizia Lazzarini. Vol. I–II. Roma, 43–59.

Harrison, E.B. 1977: Alkamenes’ Sculptures for the Hephaisteion: Pt. I. The Cult Statues. AJA 81.2, 137–178.

Heinrich, F. 2006: Das Epinetron: Aspekte der weiblichen Lebenswelt im Spiegel eines Arbeitsgeräts. Rahden.

Holtzmann, B. 2003: L’Acropole d’Athènes: monuments, cultes et histoire du sanctuaire d’Athèna Polias. Paris.

Homolle, Th. 1901: Les derniers fouilles de Delphes. Le temple d’Athéna Pronaia. La Revue de l’Art II, 361–377.

Hurwit, J.M. 2004: The Acropolis in the Age of Pericles. Cambridge.

Jessen, O. 1907: s.v. Ergane. In: RE VI, 428–429.

Karanika, A. 2001: Poetic Discourse in Athena’s Cult Practices. In: S. Deacy, A. Villing (eds.), Athena in the Classical World. Leiden, 277–291.

Korres, M. 1997: Die Athena-Tempel auf der Acropolis. In W. Hoepfner (Hrsg.), Kult und Kultbauten auf der Akropolis: internationales symposion vom 7.–9.7.1995. Berlin, 218–243.

Meyer, M. 2017: Athena, Göttin von Athen: Kult und Mythos auf der Akropolis bis in klassische Zeit. Wien

Müller, J.M. 2010: ’…weihte es der Athena’. Basen von Weihgeschenken für Athena auf der nachklassischen Akropolis. In: R. Krumeich, Ch. Witschel (Hrsg.), Die Akropolis von Athen im Hellenismus und in der römischen Kaiserzeit. Wiesbaden, 157–217.

Muratova, M.B, Ilyina, T.A., Yu.N. Shorunova. 2017: Religiya i kul’ty v Pantikapee i Fanagorii [Religion and Cults in Panticapaeum and Phanagoria]. In: V.D. Kuznetsov, V.P. Tolstikov (eds.), Pantikapey i Fanagoriya. Dve stolitsy Bosporskogo tsarstva: katalog vystavki [Panticapaeum and Phanagoria. Two Capitals of the Bosporan Kingdom: Exhibition Catalogue]. Moscow, 85–96.

Муратова, М.Б., Ильина, Т.А., Ю.Н. Шорунова. 2017: Религия и культы в Пантикапее и Фанагории. В сб.: В.Д. Кузнецов, В.П. Толстиков (ред.), Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства: каталог выставки. М., 85–96.

Namoylik, A.S. 2018: Graffiti na keramicheskikh izdeliyakh iz Nimfeya kak istochnik po istorii bosporskogo goroda (po materialam iz sobraniya Gosudarstvennogo Ermitazha) [Graffiti on the ceramics from Nymphaion as a source for the study of history of a Bosporan city (based on the materials from the State Hermitage)]. PhD Thesis. Saint Petersburg.

Намойлик, А. С. 2018: Граффити на керамических изделиях из Нимфея как источник по истории боспорского города (по материалам из собрания Государственного Эрмитажа): дисс. … канд. ист. наук. СПб.

Osanna, M. 2001: Pausania sull’Acropoli. Tra l’Ahena di Endoios e l’agalma caduto dal cielo. MEFRA 113, 321–340.

O’Sullivan, P. 2005: Pindar and the Statues of Rhodes. The Classical Quarterly 55.1, 96–104.

Perdrizet, P. 1903. Ἀθανᾷ Ϝαργάνᾳ – De quelques monuments figurés du culte d’Athéna Ergané. In: Mélanges Perrot. Recueil de mémoires concernant l’archéologie classique, la littérature et l’histoire anciennes. Paris, 259–267.

Pearson, A.C. (ed.) 1917: Fragments of Sophocles. 3 vols. Cambridge.

Pisani, M. 2008: Camarina. Le terrecotte figurate e la ceramica da una furnace di V e IV secolo A.C. Roma.

Poulsen, F. 1908: Recherches sur quelques questions relatives à la topographie de Delphes. Oversigt over det Kongelige Danske videnskabernes selskabs forhandlinger 6, 331–425.

Raubitschek, A.E. 1949: Dedications from the Athenian Akropolis: A Catalogue of the Inscriptions of the Sixth and Fifth Centuries B.C. Cambridge.

Ridgway, B.S. 1992: Images of Athena on the Acropolis. In: J. Neils (ed.), Goddess and Polis. The Panathenaic Festival in Ancient Athens. Hanover–Princeton, 119–142.

Roebuck, C. 1940: Pottery from the North Slope of the Acropolis, 1937–1938. Hesperia 9.2, 141–260.

Rusyaeva, A.S. 2005: Religiya pontijskikh grekov v antichnuyu epokhu. Mify. Svyatilishcha. Kul’ty olimpiyskikh bogov i geroev [Religion of the Pontic Greeks in Antiquity. Myths. Sanctuaries. Cults of the Olympian Gods and Heroes]. Kiev.

Русяева, А. С. 2005: Религия понтийских эллинов в античную эпоху. Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. Киев.

Rusyaeva, A.S. 2010: Graffiti Ol’vii Pontijskoj [Graffiti from Olbia Pontica]. Simferopol.

Русяева, А.С. 2010: Граффити Ольвии Понтийской. Симферополь.

Samar, O.Yu. 2017: Atticheskaya raspisnaya keramika arkhaicheskogo perioda iz raskopok Pantikapeya 1945–2017 godov [Attic painted ceramics of the Archaic period from the excavations at Panticapaeum in 1945–2017]. In: V.P. Tolstikov (ed.), Drevneyshiy Pantikapey. Ot apoikii k gorodu [Ancient Panticapaeum. From Apoikia to a City]. Moscow, 163–198.

Самар, О.Ю. 2017: Аттическая расписная керамика архаического периода из раскопок Пантикапея 1945–2017 годов. В сб.: В.П. Толстиков (ред.)., Древнейший Пантикапей. От апойкии к городу. М., 163–198.

Santi, F. 2010: I frontoni arcaici dell’Acropoli di Atene. Roma.

Schmidt, R. 2010: Mädchen im Heiligtum. Die Arrhephoren auf der Akropolis im Hellenismus und in der Kaiserzeit. In: R. Krumeich, Ch. Witschel (Hrsg.), Die Akropolis von Athen im Hellenismus und in der römischen Kaiserzeit. Wiesbaden, 219–231.

Scholl, A. 2010: ’Es sind da auch alte Athena-Statuen…’ Pausanias und die vorpersischen Akropolisvotive. In: R. Krumeich, Ch. Witschel (Hrsg.), Die Akropolis von Athen im Hellenismus und in der römischen Kaiserzeit. Wiesbaden, 251–269.

Schreiber, T. 1999: Athenian Vase Construction: A Potter’s Analysis. Malibu.

Schultze, B. 2004: Die Votivtafeln der archaischen und klassischen Zeit von der Athener Akropolis. Möhnesee.

Schwyzer, E. 1960: Inscriptionum Graecarum exempla epigraphica potiora. Hildesheim.

Serghidou, A. 2001: Athena Salpinx and the Ethics of Music. In: S. Deacy, A. Villing (eds.), Athena in the Classical World. Leiden, 57–74.

Shaub, I.Yu. 2007: Mif, kul’t, ritual v Severnom Prichernomor’e VII–IV vv. do n.e. [Myth, Cult, and Ritual in the North Pontic Area of the 7th – 4th centuries BC]. Saint Petersburg.

Шауб, И.Ю. 2007: Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье VII–IV вв. до н.э. СПб.

Simon, E. 1983: Festivals of Attica: An Archaeological Commentary. Madison–Wis.

Stucchi, S. 1956: Una recente terracotta siciliana di Atena Ergane ed una proposta intorno all’Atena detta di Endoios. RM 63, 122–128.

Suk Fong Jim, Th. 2014: Sharing with the Gods. Aparchai and Dekatai in Ancient Greece. Oxford.

Tosto, V. 1999: The Black-Figure Pottery Signed Nikosthenes Epoiesen (Allard Pierson Series 11). Amsterdam.

Tugusheva, O.V. 2017: Vostohnogreheskaya keramika iz raskopok Pantikapeya 1945–2017 godov. Obshchaya kharakteristika [East Greek ceramics from the excavations at Panticapaeum in 1945–2017]. In: V.P. Tolstikov (ed.), Drevneyshiy Pantikapey. Ot apoikii k gorodu [Ancient Panticapaeum. From Apoikia to a City]. Moscow, 94–140.

Тугушева, О.В. 2017: Восточногреческая керамика из раскопок Пантикапея 1945 – 2017 годов. Общая характеристика. В сб.: В.П. Толстиков (ред.)., Древнейший Пантикапей. От апойкии к городу. М., 94–140.

Ulrichs, H.N. 1863: Reisen und Forschungen in Griechenland. Bd 2. Topographische und archäologische Abhandlungen. Berlin.

Ure, P.N. (ed.) 1927: Sixth and Fifth Century Pottery from Rhitsona. London–Milford.

Villing, A. 1998: Athena as Ergane and Promachos: the iconography of Athena in Archaic East Greece. In: N. Fisher, H. van Wees (eds.), Archaic Greece: New Approaches and New Evidence. London–Swansea, 147–168.

Vinogradov, Yu. G. 1974: Prochus Miniidy iz Pantikapeya [Prochus of Miniis from Panticapaeum]. Vestnik drevnej istorii [Journal of Ancient History] 4, 56–67.

Виноградов, Ю.Г. 1974: Прохус Минииды из Пантикапея. ВДИ 4, 56–67.

Vlassopoulou, Chr. 2003: Attikoi anaglyphoi pinakes tēs archaikēs epochēs. Athēna.

Wagner, C. 2001: The Worship of Athena on the Athenian Acropolis: Dedications of Plaques and Plates. In: S. Deacy, A. Villing (eds.), Athena in the Classical World. Leiden, 95–104.

Yaylenko, V.P. 2018: Istoriografiya i metodika raboty s drevnegrecheskimi graffiti [Historiography and methods of working with the ancient Greek graffiti]. Materialy po arkheologii i istorii antichnogo i srednevekovogo Kryma [Materials on Archaeology and History of Ancient and Medieval Crimea] 10, 479–520.

Яйленко, В.П. 2018: Историография и методика работы с древнегреческими граффити. МАИАСК 10, 479–520.