скачать PDF

Аннотация

В статье анализируется зарубежная историография, посвященная культу богини Кибелы, а также достижения отечественной науки в области изучения культа на Боспоре. Современные исследователи пришли к пониманию культа Кибелы, в особенности его ритуальной составляющей, как сложного феномена, включающего разные элементы (в том числе «оргиастического», «мистериального»). Этот набор элементов варьируется в зависимости от конкретного хронологического периода и от региона распространения культа. Работы отечественных специалистов предоставляют обширный материал, касающийся почитания Кибелы на Боспоре в разные отрезки времени в рамках отдельных территорий. Предполагается, что в классический и раннеэллинистический периоды существовала связь между культами Деметры и Кибелы, олицетворявшими разные аспекты плодородия (с одной стороны, пашенное земледелие, с другой – производительные силы дикой природы). Боспоряне могли поклоняться двум богиням одновременно. В III в. до н.э. Кибела занимает лидирующую позицию, но теряет популярность к концу столетия. Причины этих процессов до конца не выяснены. Вероятно, первоначально имело место отождествление и синкретизация в некоторых чертах Кибелы и местного женского божества. Затем рост популярности богини происходит в позднеэллинистический период в результате воздействия нескольких факторов. Возможные причины: распространение оргиастических культов, религиозная политика Митридата VI Евпатора, римские влияния. Дальнейшего исследования и детальной проработки требуют вопросы о культе Кибелы на Боспоре в эпоху архаики, о проводившихся мистериальных обрядах, о содержании локального варианта культа и некоторые другие.

Ключевые слова

Боспор Киммерийский, Кибела, мистерии, Аттис, терракоты, Пантикапей, Мирмекий, Китей.

Быковская Александра Викторовна – аспирантка кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алексеева, Е.М. 1997: Античный город Горгиппия. М.

Анохин, В.А. 1986: Монетное дело Боспора. Киев.

Быковская, А.В. 2018: Культ Кибелы на Боспоре: отдельные вопросы. Таврические студии 16, 24–28.

Гайдукевич, В.Ф. 1949. Боспорское царство. М.–Л.

Гайдукевич, В.Ф., Михайловский, К. 1961: Мирмекий в свете советско-польских исследований 1956–1958 гг. В сб.: В.Ф. Гайдукевич (ред.), Исследования по археологии СССР. Л., 127–138.

Гайдукевич, В.Ф. 1965: Мирмекийские зольники-эсхары. КСИА 103, 28–37.

Глушец, Л.Н. 2006: Изображения богини на троне в коллекции терракот Керченского историко-культурного заповедника. Научный сборник Керченского заповедника 1, 99–121. Керчь.

Голубцова, Е.С. 1977: Идеология и культура сельского населения Малой Азии I–III вв. М.

Горончаровский, В.А. 1999: К вопросу о культе Кибелы на Боспоре в первые века н.э. Stratum plus. Археология и культурная антропология 3, 224–227.

Денисова, В.И. 1981. Коропластика Боспора. Л.

Диатропов, П.Д., Журавлев, Д.В., Ломтадзе, Г.А. 2002: Скульптура, надгробные памятники, изделия из мрамора и известняка. На краю ойкумены. Греки и варвары на север- ном берегу Понта Эвксинского. М., 86–91.

Ильина, Т.А., Муратова, М.Б. 2008: Вотивные терракоты из дворцового храма на акрополе Пантикапея. ДБ 12, 287–339.

Кобылина, М. М. 1961: Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М.

Кобылина, М. М. 1978: Изображения восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века н.э. М.

Копылов, В.П. 2015: Эллинский культовый комплекс в Елизаветовском городище на Дону. БИ 31, 121–134.

Кругликова, И.Т. 1970: Терракоты из сельских поселений европейской части Боспорского государства. Терракоты Северного Причерноморья 2, 100–102.

Кузина, Н.В., Масленников, А.А. 2014: Терракоты из раскопок античного поселения «Полянка» В Крымском Приазовье (2008–2013). ДБ 18, 240–256.

Кузина, Н.В., Молева, Н.В., Матукина, А.Н. 2010: Комплекс терракотовых статуэток из Китейского святилища (раскопки 2007–2009). ДБ 14, 276–312.

Масленников, А. А. 2007: Сельские святилища Европейского Боспора. Тула.

Матковская, Т.А., Зинько, Е.А., Иллариошкина, Е.К. 2004: Античная скульптура. Киев. (Из коллекции Керченского историко-культурного музея-заповедника. Лапидарная коллекция. Т. I).

Молев, Е.А. 2010: Боспорский город Китей. Симферополь–Керчь. (БИ Suppl. 6).

Молева, Н.В. 2009: Об иконографии Деметры и Великой Матери (Кибелы) в боспорской пластике. В сб.: В.Ю. Зуев (ред.), Боспорский феномен. Искусство на периферии ан- тичного мира. СПб., 213–217.

Муратова, М.Б. 2018: Так называемая статуя Неокла: к вопросу об этнической и социальной идентификации на Боспоре. В сб.: В.Ю. Зуев (ред.), Боспорский феномен. Искусство на периферии античного мира. СПб., 339–346.

Муратова, М.Б., Ильина, Т.А. 2019: «Богиня на троне»: изменчивые атрибуты и меняющиеся атрибуции. В кн.: В.Н. Зинько (ред.), Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Торговля: пути – товары – отношения. Симферополь–Керчь, 333–338. (БЧ XIX).

Сапрыкин, С. Ю. 1983: Культ Деметры в Боспорском царстве в VI–IV вв. до н. э. В кн.: Из истории античного общества. Горький, 59–71.

Сапрыкин, С.Ю. 2009: Религия и культы Понта эллинистического и римского времени. М.–Тула.

Скржинская, М.В. 2010: Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. Киев.

Сокольский, Н.И. 1976: Таманский толос и резиденция Хрисалиска. М.

Толстиков, В.П., Муратова, М.Б. 2017: О некоторых особенностях культа Кибелы в Пантикапее в первые века н.э. в свете новейших археологических исследований. Таврические студии 12, 144–149.

Фрезер, Дж. Дж 1980: Золотая ветвь. М.

Ханутина, З.В. 2013: Терракоты из погребально-поминальных комплексов некрополя Китея (раскопки 1991–2011 г.г.). В сб.: В.Ю. Зуев (ред.), Бщспорский феномен. Искусство на периферии античного мира. Материалы Международной научной конференции. СПб., 302–309.

Шауб, И. Ю. 2010: Эллинские традиции и варварские влияния в религиозной жизни греческих колоний Северного Причерноморья (VI–IV вв. до н.э.). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. ист. наук. СПб.

Яйленко, В. П. 2006: Посвятительные граффити Пантикапея и округи. ДБ 9, 355–428.

Boegh, B. 2007: The Phrygian Background of Kybele. Numen 54, 304–339.

Borgeaud, P. 1996: La Mer des Dieux: De Cybele a la Virge Marie. Parie.

Burkert, W. 1987: Ancient Mystery Cults. Cambridge.

Farnell, L.R. 1907: The Cults of the Greek States. Oxford.

Gasparro, G. S. 1985: Soteriology and Mystic Aspects in the Cult of Cybele and Attis. Leiden.

Lancellotti, M. G. 2002: Attis between myth and history: King, Priest, and God. Leiden.

Naumann, F. 1983: Die Ikonographie der Kybele in der phrygischen und der griechischen Kunst. Istanbuler Mitteilungen 28. Tübingen.

Roller, E. Lynn 1999: In search of god The Mother. The cult of Anatolian Cybele. London.

Rostovtzeff, M. 1919: Le culte de la Grande Deese dans la Russie méridionale. Revue des Etudes Grecques 32, 462–481

Škorpil, L. 1913: Kybelin kult v řiši Bosporske. Sbornik praci fi lologických dvornímu radoví professoru Josefu Kralovi k Šedesatým naroženínam. Praha,190–203.

Vermaseren, M.J. 1977: Cybele and Attis. The Myth and the Cult. London.