скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена одной группе необычных антропоморфных персонажей, выявленных на скалах и плитах курганов Минусинской котловины. У этих фигур намеренно выделены кисти рук, иногда преувеличенных размеров. Такие изображения встречаются с эпохи бронзы до этнографического времени. В целом изображения рук с пальцами являются универсальными и отражены в искусстве многих народов. К настоящему времени в репертуаре наскального искусства обширного ареала выделено уже несколько сюжетов с антропоморфными персонажами, у которых преднамеренно выделена отрытая пятерня. Среди них сюжет с персонажем, показанным с поднятой вверх рукой, на которой прорисованы пальцы, рядом с животным или в позе совокупления с ним (так называемый «священный брак»); сюжет с персонажем, которого отождествляют с богом-громовиком, руки которого имеют размеры, во много раз превосходящие натуральные, и др. В наскальном искусстве Минусинской котловины авторами выделено еще два сюжета с пятипалыми персонажами тесинского и этнографического времени. Первый связан с идеей «перехода» в иной мир, в нем, помимо крупных пятипалых фигур, присутствуют более мелкие антропоморфы, а также изображение зеркала на ручке. В другом сюжете этнографического времени отображено путешествие всадника – «культурного героя», который встречается с группой пятипалых «пузатых» персонажей (изображенных на одной плоскости – один эпизод), а затем (следующий эпизод на соседней плоскости) – с двухголовым чудовищем, у которого, помимо длинных пятипалых рук, присутствуют зоо- и антропоморфные, а также мужские и женские признаки. Подобные сюжеты были популярны в эпосе народов Южной Сибири, своими корнями они уходят в далекую древность.

Ключевые слова

Петроглифы, Минусинская котловина, сюжеты с пятипалыми персонажами, семантика.

Советова Ольга Сергеевна – доктор исторических наук, директор ИИиМО Кемеровского государственного университета, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Шишкина Ольга Олеговна – аспирант кафедры археологии Кемеровского государственного университета, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алексеенко, Е.А. 2001: Мифы, предания, сказки кетов. М.

Вайнштейн, С. И. 1961: Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М.

Голан, А. 1993: Миф и символ. М.

Грязнов, М.П., Комарова, М.Н. 2006: Сыда V – могильник окуневской культуры. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 82–95.

Дьяконова, В.П. 1984: Этнические и историко-культурные связи народов Южного Алтая и Тувы. В сб.: В.И. Матющенко, Н.А. Томилов (ред.), Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 21–25.

Дэвлет, М.А. 1976: Большая боярская писаница. М.

Дэвлет, Е.Г., Дэвлет, М.А. 2005: Мифы в камне. Мир наскального искусства России. М.

Ермоленко, Л.Н., Советова, О.С. 2009: О «фертообразных» воинских изображениях рёлкинской культуры. В сб.: А.П. Деревянко, В.И. Молодин (ред.), Проблемы археологии и истории Северной Евразии. Новосибирск, 82–88.

Есин, Ю.Н. 2016: Петроглифы окуневской культуры на севере Хакасии. Научное обозрение Саяно-Алтая 1 (13), 85–124.

Есин, Ю.Н. 2017: Наскальные изображения Оглахты. Альбом. Абакан.

Завитухина, М.П. 1979: Сарагашенский этап. В кн.: Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. Новосибирск, 54–70.

Иванов, С.В. 1970: Скульптура народов Севера Сибири XIX – первой половины XX в. Л.

Кашаев, С.В. 2008: Серия надгробных памятников поселения Вышестеблиевская-11. В сб.: Д.Г. Савинов, В.Н. Седых, В.И. Беляева, Н.А. Лазаревская (ред.), Случайные находки: хронология, атрибуция, историко-культурный контекст. СПб., 128–132.

Керлот, Х. Э. 1994: Словарь символов. М.

Ковалева, О.В. 2011: Наскальные рисунки эпохи поздней бронзы Минусинской котловины. Новосибирск.

Ковалева, О.В. 2013: Рисунки на плитах и стелах кургана Барсучий лог. Научное обозрение Саяно-Алтая 1(5), 91–112.

Кубарев, В.Д. 1988: Древние росписи Каракола. Новосибирск.

Кубарев, В.Д. 1990: Периодизация петроглифов Калбак-Таша (Горный Алтай). В сб.: М.А. Дэвлет (ред.), Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 154.

Кубарев, В.Д. 2002: Наскальное искусство Алтая. Горно-Алтайск.

Кубарев, В.Д. 2009: Петроглифы Шивээт-Хайрхана (Монгольский Алтай). Новосибирск.

Кубарев, В.Д., Маточкин, Е.П. 1992: Петроглифы Алтая. Новосибирск.

Кузьмин, Ю.Н. 2011: Погребальные памятники хунно-сяньбийского времени в степях Среднего Енисея: Тесинская культура. СПб.

Кызласов, Л.Р. 1971: Хакасская археологическая экспедиция 1969 года. Учёные записки Хакасского НИИЯЛИ 3 (XVI), 173–177.

Кызласов, Л.Р., Леонтьев, Н.В. 1980: Народные рисунки хакасов. М.

Леонтьев, Н.В. 1985: Писаницы устья р. Кантегир. В сб.: В.Е. Ларичев (ред.), Рериховские чтения. Новосибирск, 168–179.

Липский, А.Н. 1970: К вопросу о семантике солнцеобразных личин Енисея. В сб.: В.Е. Ларичев (ред.), Сибирь и ее соседи в древности 3. Новосибирск, 167–173.

Липский, А.Н., Вадецкая А.Б. 2006: Могильник Тас Хазаа. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 9–53.

Лубо-Лесниченко, Е.И. 1975: Привозные зеркала Минусинской котловины. К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. М.

Марсадолов, Л.С. 2010: Большой Салбыкский курган в Хакасии. Абакан.

Марр, Н.Я. 1936: Избранные работы: в 5 т. Т. 2. Основные вопросы языкознания. М.–Л.

Миклашевич, Е.А., Ожередов, Ю.И. 2008: Фотографии сибирских писаниц в наследии А.В. Адрианова. В сб.: Д.Г. Савинов, О.С. Советова (ред.), Тропою тысячелетий (труды САИПИ). IV Кемерово, 156–188.

Мургабаев, С.С. 2013: Проблемы хронологии и культурных связей ранних петроглифов Каратау. Научное обозрение Саяно-Алтая 1, 52–65.

Погожева, А.П., Кадиков, Б.Х. 1979: Могильник эпохи бронзы у поселка Озерного на Алтае. В сб.: А.П. Погожева (ред.), Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 80–85.

Пшеницына, М.Н., Пяткин Б.Н. 2006: Могильник Тас Хазаа. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 82–95.

Пяткин, Б.Н., Мартынов, А.И. 1985: Шалаболинские петроглифы. Красноярск.

Пяткин, Б.Н., Советова, О.С., Миклашевич, Е.А. 1995: Петроглифы Оглахты V (публикация коллекции). В сб.: В.В. Бобров (ред.), Древнее искусство Азии. Петроглифы. Кемерово, 86–95.

Рон, М. 2001: Мифология зеркала. В сб.: Л.А. Морева (ред.), Интеллект, воображение, интуиция: мифологический и художественный опыт 11. СПб., 72–86.

Русакова, И.Д. 2016: К вопросу о датировке петроглифов раннего железного века (на примере петроглифов Боярского хребта в Хакасии). В сб.: В.В. Бобров (ред.), Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения). Кемерово, 173–181.

Рыгдылон, Э.Р. 1959: Писаницы близ озера Шира. СА ХХIХ–ХХХ, 186–202.

Савенков, И.Т. 1910: О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее. Труды XIV археологического съезда в Чернигове в 1908 г. Т. 1. М.

Савинов, Д.Г. 2009: Минусинская провинция Хунну (по материалам археологических исследований 1984–1989). СПб.

Савинов, Д. Г. 2013: «Обряды перехода» на курганных плитах Среднего Енисея. Научное обозрение Саяно-Алтая 1, 112–120.

Сем, Т.Ю. 2006: Современный взгляд на проблемы шаманства: к психологии пути знания. В сб.: Т.Ю. Сем (сост.), Шаманизм народов Сибири. 523–535.

Семенов, В.А. 2008: Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. СПб.

Семенов, В.А. Килуновская, М.Е., Красниенко, С.В., Субботин, А.В. 2003: Изображения на плитах тагарских курганов. СПб.

Смирнов, А.М. 2001: Изображения храмовых структур и сюжетов в европейском мегалитическом искусстве в IV–III тыс. до н.э.: опыт идентификации. В сб.: М.А. Дэвлет (ред.), Мировоззрение древнего населения Евразии. М., 60–89.

Советова, О.С. 2005а: Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (сюжеты и образы). Новосибирск.

Советова, О.С. 2005б: Язык жестов в наскальном искусстве. В сб.: Е.Г. Дэвлет (ред.), Мир наскального искусства, М., 237–242.

Советова, О.С. 2010: Тема «священного» брака в наскальном искусстве. В сб.: В.А. Алёкшин, Л.Б. Кирчо, Л.А. Соколова, В.Я. Стеганцева (ред.), Древние культуры Евразии. СПб., 246–251.

Тресиддер, Д. 1999: Словарь символов. М.

Третьяков, П.И. 1869: Турунхайский край, его природа и жители. СПб.

Хазанов, А.М. 1964: Религиозно-магическое понимание зеркал у сарматов. Советская археология 3, 89–96.

Хмиляр, О.Ф. 2013: Язык руки как символический код общения: историко-психологический аспект. Психология в России и за рубежом, 14–21.

Шер, Я. А. 1980: Петроглифы Средней и Центральной Азии. Новосибирск.

Черемисин, Д.В. 2008: Искусство звериного стиля в погребальных комплексах рядового населения пызырыкской культуры. Семантика звериных образов в контексте погребального обряда. Новосибирск.

Членова, Н.Л. 1967: Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. М.

Appelgren-Kivalo, Н. 1931: Alt-Altaische Kunstdenkmäler Briefe und Bildermaterial von J.R. Aspelins Reisen in Sibirien und der Mongolei 1887–1889. Helsingfors.

Blednova, N., Francfort, Н.Р., Legchilo, N. 1995: Repertoire des Pétroglyphes d’Asie Centrale, Fascicule No. 2: Sibérie du sud 2: Tepsej I–III, Ust’-Tuba I–VI (Russie, Khakassie). Paris.

Sher, J. A. 1999: Répertoire des Pétroglyphes d’Asie Centrale No. 4. Ensemble de Cheremushny Log. Paris.

Sher, J. A., Blednova, N., Legchilo, N., Smirnov, D. 1994: Repertoire des petroglyphes D’Asie No1: Centrale Oglakhty I-III (Russie, Khakassie). Paris.