скачать PDF

Аннотация

Записанные клинописью на глиняных табличках хетто-лувийские ритуалы, принадлежащие к традициям Пуриянни и Куватталлы (CTH 758–763), названным по именам их авторов, состоят из множества более мелких обрядов, в число которых входят также подменные обряды и обряды козла отпущения. Подменные обряды заключались в перемещении нечистоты с заказчика ритуала на животное или неодушевлённую фигурку (заместителя) с последующим его уничтожением. Терминология хетто-лувийских подменных обрядов имеет параллели с хеттскими царскими подменными ритуалами (CTH 419–421) и молитвой за царевну Гассулиявию (CTH 380). Обряды козлов отпущения имеют сходства с подменными обрядами, но эти две категории нужно рассматривать раздельно. Представленный в исследовании систематический анализ обрядов обоих видов позволил прийти к новым интерпретациям хетто-лувийских ритуалов. Так, плохо сохранившийся пассаж из традиции Куватталлы, упоминающий «верхних заместителей», можно объяснить с помощью параллели из хеттского царского подменного ритуала (CTH 421), где разные виды заместителей (живые и неодушевлённые) предназначены для разных групп богов: небесных божеств и богов Подземного мира. Упомянутый в хетто-лувийских ритуалах обряд кормления духов nakkiu- отражён тексте лувийского заговора, принадлежащего к текстам так называемой традиции города Таурисы (CTH 764–766). Также на основе параллели с Молитвой за царевну Гассулиявию (CTH 380) автор приходит к выводу, что прилагательное šaknuwant(i)-, которым в ритуалах Куватталлы описывается посвящаемое богу Грозы животное, должно описывать положительные характеристики жертвы.

Ключевые слова

Анатолийские религии, хетто-лувийские ритуалы, традиция Пуриянни, традиция Куваталлы, подменные обряды, заместители, козёл отпущения.

Валерий Алексеевич Иванов – аспирант кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, v.v.a.ivanoff @yandex.ru

Ambos, C. 2012: Purifying the King by Means of Prisoners, Fish, a Goose, and a Duck. Some Remarks on the Mesopotamian Notions of Purity. In: P. Rösch and U. Simon (eds.), How Purity Is Made. Wiesbaden, 89–103.

Beckman, G. 1999: Hittite Diplomatic Texts. Atlanta.

Bottéro, J. 1992: Mesopotamia. Writing, Reasoning, and the God. Chicago–London.

Collins, B.J. 2022: Orion in Hittite? In: S. De Martino et al. (eds.), Orizzonti d’oriente tra Mediterraneo e Asia Centrale. Studi in ricordo di Sebastiano Tusa (Eothen 25). Rome, 31–44.

Frazer, J.G. 1925: The Golden Bough. A Study in Magic and Religion. Abridged version. New York.

Furlani, G. 1932: Il sacrificio nella religione dei semiti di Babilonia e Assiria. Rome.

Geller, M.J. 2016: Healing Magic and Evil Demons. Canonical Udug-hul Incantations. With the Assistance of Luděk Vacín (Die babylonisch-assyrische Medizin in Texten und Untersuchungen 8). Boston–Berlin.

Goedegebuure, P.M. 2002: KBo 17.17+: Remarks on an Old Hittite Royal Substitution Ritual. Journal of Ancient Near Eastern Religions 2, 61–73.

Gurney, O.R. 1977: Some aspects of Hittite religion. Schweich Lectures of the British Academy 1976. Oxford.

Güterbock, H.G., Hoffner, H.A. 1980: The Hittite dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago. Vol. L–N. Fasc. 1: la- to ma-, (CHD 3/1). Chicago.

Güterbock, H.G. 1951: The Song of Ullikummi. Revised Text of the Hittite Version of a Hurrian Myth. JCS 5, 135–161.

Güterbock, H.G. 1952: The Song of Ullikummi. Revised Text of the Hittite Version of a Hurrian Myth (Continued). JCS 6, 8–42.

Güterbock, H.G. 1983: A Hurro-Hittite Hymn to Ishtar. Journal of the American Oriental Society 103/1, 155–164.

Haas, V. 1994: Geschichte der hethitischen Religion (HdO 15). Leiden–New York–Köln.

Haas, V. 2003: Betrachtungen zur Traditionsgeschichte hethitischer Rituale am Beispiel des ‘‘Sündenbock’’-Motivs. In G. Beckman et al. (eds.), Hittite Studies in Honor of Harry A.

Hoffner Jr. on the Occasion of His 65th Birthday. Winona Lake, IN, 131–141.

Hoffner, H.A., Melchert, H.C. 2008: A Grammar of the Hittite Language. Pt. 1: Reference Grammar. Winona Lake, IN.

Hutter, M. 2019: The Luwian Rituals of Kuwattalla: thoughts on their re-arrangement. In: A. Süel (ed.). IX. Uluslararası Hititoloji Kongresi Bildirileri, Çorum 08−14 Eylül 2014 − Acts of the IXth International Congress of Hittitology, Çorum, September 08−14, 2014. Çorum, 335–358.

Ivanov, V.A. 2023a: Proishozhdenie rituala Pulisy (CTH 407) [Origin of the Ritual of Puliša (CTH 407)]. Vostok/Oriens 4, 246–264.

Иванов, В.А. 2023a: Происхождение ритуала Пулисы (CTH 407). Восток/Oriens 4, 246–264.

Ivanov, V.A. 2023b: Hittite ānt- and related lexemes. Vostok (Oriens) 6, 42–51.

Josephson, F. 1979: Anatolien tarpa/i-, etc. In: Florilegium anatolicum. Mélanges offerts à Emmanuel Laroche. Paris, 177–184.

Kassian, A.S. 2000: Two Middle Hittite Rituals Mentioning fZiplantawija, Sister of the Hittite King mTuthalija II/I. Moscow.

Kloekhorst, A. 2008: Etymological Dictionary of the Hittite Inherited Lexicon. Leiden.

Kümmel, H.M. 1967: Ersatzrituale für den hethitischen König (StBoT 3). Wiesbaden.

Melchert, H.C., Yakubovich, I. 2022: New Luwian verbal endings of the first person plural. Incontri Linguistici 45, 9–25.

Melchert, H.C. 1988: Luwian Lexical Notes. Historische Sprachforschung 101, 211–243.

Melchert, H.C. 2003: The Luwians (HdO I/68). Leiden–Boston.

Melchert, H.C. 2014: Hittite nakku(wa)- ‘(spirits of) the dead’. In: H.C. Melchert et al. (eds.). Munus amicitiae – Norbert Oettinger a collegis et amicis dicatum. Ann Arbor–New York, 219–227.

Miller, J.L. 2004: Studies in the Origins, Development and Interpretation of the Kizzuwatna Rituals (StBoT 46). Wiesbaden.

Mouton, A. 2010: Hittite Witchcraft. In A. Süel (Ed.). 7 Hit Congr VII. Uluslararası Hititoloji Kongresi Bildirileri, Çorum 25−31 Ağustos 2008 − Acts of the VIIth International Congress of Hittitology, Çorum, August 25−31, 2008. Ankara, 515–528.

Mouton, A. 2014: Rituels de ‘boucs émissaires’ en Anatolie hittite. In: P. Mouton, A., Yakubovich I. 2021: Where did one speak luwili? Geographic and linguistic diversity of Luwian cuneiform texts. Journal of Language Relationship 19/1-2, 25–53.

Neu E. 1990: Zum hurritischen Verbum. Orientalia, 59, 2. Gedenkschrift Einar von Schuler (28.10.1930 – 15.2.1990), 223–233.

Puértolas Rubio, L. 2023: Deities and Impurity in the Puriyanni and Kuwattalla traditions. In I. Yakubovich, A. Mouton (eds.). Luwili. Hittite-Luwian ritual texts attributed to Puriyanni, Kuwattalla and Šilalluḫi (CTH 758–763). Vol. II: Discussion and glossary. With a contribution by Laura Puértolas Rubio (StBoT 72). Wiesbaden, 364–386.

Puhvel, J. 1984: Hittite Etymological Dictionary. Vol. 1: Words beginning with A. Berlin–New York–Amsterdam.

Puhvel, J. 2007: Hittite Etymological Dictionary. Vol. 7: Words beginning with N. Berlin–New York.

Richter, T. 2012: Bibliographisches Glossar des Hurritischen. Wiesbaden.

Sasseville, D. 2020: Anatolian Verbal Stem Formation. Luwian, Lycian and Lydian (BSIEL 21). Leiden–Boston.

Singer, I. 2002: Hittite prayers (WAW 11). Atlanta.

Soysal, O. 2004: On Hittite (LÚ) Ānt- “(The) Equal (one) > Rival” Again. Journal of Ancient Near Eastern Religions 4, 99–105.

Starke, F. 1985: Die keilschrift-luwischen Texte in Umschrift (StBoT 30). Wiesbaden.

Starke, F. 1990: Untersuchungen zur Stammbildung des keilschrift-luwischen Nomens (StBoT 31). Wiesbaden.

Steitler, C.W. 2017: The Solar Deities of Bronze Age Anatolia. Studies in Texts of the Early Hittite Kingdom (StBoT 62). Wiesbaden.

Taracha (ed.). Proceedings of the 8th International Congress of Hittitology, September 5–9, 2011. Warsaw, 558–587.

Taracha, P. 2000: Ersetzen und Entsühnen. Das mittelhethitische Ersatzritual für den Großkönig Tuthalija (CTH *488.4) und verwandte Texte (CHANE 5). Leiden–Boston–Köln.

Tischler, J. 1993: Hethitisches Etymologisches Glossar. Teil 3, T,D/2 (IBS 20). Innsbruck.

Tischler, J. 2001: Hethitisches Handwörterbuch: mit dem Wortschatz der Nachbarsprachen (IBS 102). Innsbruck.

Torri, G. 2003: La similtudine nella magia analogica ittita (StudAs 2).

Tropper, J. 1993: Die Inscriften von Zincirli. Münster.

van Brock, N. 1959: Substitution rituelle. Revue Hittite et Asianique 65, 117–139.

van den Hout, Th. 2020: A History of Hittite Literacy. Writing and Reading in Late Bronze-Age Anatolia (1650−1200 BC). Cambridge.

Yakubovich, I., Mouton, A. 2023a: Luwili. Hittite-Luwian ritual texts attributed to Puriyanni, Kuwattalla and Šilalluḫi (CTH 758–763). Vol. I: Edition and commentary. In cooperation with Laura Puértolas Rubio (StBoT 72). Wiesbaden.

Yakubovich, I., Mouton, A. 2023b: Luwili. Hittite-Luwian ritual texts attributed to Puriyanni, Kuwattalla and Šilalluḫi (CTH 758–763). Vol. II: discussion and glossary. With a contribution by Laura Puértolas Rubio (StBoT 72). Wiesbaden.

Yakubovich, I. 2002: Nugae Luvicae. In: V. Shevoroshkin, P. Sidwell (eds.), Anatolian Languages. Canberra, 189–209.

Yakubovich, I. 2021: The Anatolian Connections of the Greek God Enyalius. In: M. Bianconi (ed.), Linguistic and Cultural Interactions between Greece and Anatolia. In Search of the Golden Fleece. Leiden–Boston, 233–245.

Yakubovich, I. 2022: Peoples and Languages. In: S. de Martino (ed.), Handbook Hittite Empire. Power Structures (Empires through the Ages in Global Perspective 1). Oldenbourg, 3–44.

Zatelli, L. 1998: The Origin of the Biblical Scapegoat Ritual: The Evidence of Two Eblaitic Texts. Vetus Testamentum 48, 254–263.