скачать PDF

Аннотация

В статье рассматриваются строки 36–38 надписи 8-го года правления Рамсеса III из его заупокойного храма в Мединет Абу, в которых говорится: «Я верил в этого бога, отца бог[ов………отца] моего. Я не забывал о его святилище. Мое желание было сильным удваивать празднества и жертвы, (37) которые были прежде. Мое сердце было правдивым ежедневно. Мерзость (для) меня – неправда [………с]деланное (?) богами, которые были удовлетворены этим. Их длани были мне щитом для моей груди, (38) чтобы удалить ... , которые были в моем теле» 1. Обычно лексемы, оставленные в иероглифической транскрипции, трактуются всеми переводчиками как Dw «зло» и DAj.wt «зло, болезнь». Однако автор показывает, что эти два слова скорее могут иметь здесь значение «злодеи» (Dw.w) и собирательного существительного DAj.t «враги», о которых говорится, что они присутствуют в теле фараона, и защитой от которых должны стать руки богов. Используя схожий текст из заупокойного храма Рамсеса III с упоминанием DAj.t, автор приходит к выводу, что тело фараона в надписи означает весь Египет, а врагов, вредивших ему, вероятно, следует связывать с «народами моря», о которых речь идет в тексте до этого.

Ключевые слова

Мединет Абу, Рамсес III, «народы моря», царская идеология в Древнем Египте, Новое Царство.

Александр Владимирович Сафронов – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИВ РАН, доцент РТУ МИРЭА, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Berlev, O.D. 1972: Trudovoye naselenie Egipta v epokhu Srednego Tsarstva [The Working-Class Population in Egypt during the Middle Kingdom]. Moscow.

Берлев, О.Д. 1972: Трудовое население Египта в эпоху Среднего Царства. М.

Beylage, P. 2018: Middle Egyptian. University Park.

Breasted, J.H. 1906: Ancient Records of Egypt. Vol. 4. Chicago.

Demidchik, A.E. 2005: Bezymyannaya piramida. Gosudarstvennaya doktrina drevneegipetskoy Gerakleopol’skoy monarkhii [A Nameless Pyramid. The State Doctrine of the Ancient Egyptian Heracleopolitan Monarchy]. Saint Petersburg.

Демидчик, А.Е. 2005: Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб.

Edgerton, W.F., Wilson, J.A. 1936: Historical Records of Ramses III: The Texts in Medinet Habu: Volumes I and II. Chicago.

Enmarch, R. 2005: The Dialogue of Ipuwer and the Lord of All. Oxford.

Erichsen, W. 1933: Papyrus Harris I. Hieroglyphische Transkription. Bruxelles.

Gardiner, A.H. 1947: Ancient Egyptian Onomastica. Vol. 1. Oxford.

Grandet, P. 1994: Le Papyrus Harris I (BM 9999). Vol. 1. Le Caire.

Grandet, P. 1999: Le Papyrus Harris I. Glossaire. Vol. 3. Le Caire.

Grapow, H. 1958: Die medizinischen Texte in hieroglyphischer Umschreibung autographiert. Berlin.

Greene, J.B. 1855: Fouilles exécutées a Thèbes dans l’année 1855. Textes hiéroglyphiques et documents inédits. Paris.

Hornung, E. 1999: The Ancient Egyptian Books of the Afterlife. Ithaca–London.

Kitchen, K.A. 2008: Ramesside Inscriptions Translated and Annotated: Translations. Oxford.

Lapp, G.1997: Catalogue of Books of the Dead in British Museum. I. The Papyrus of Nu (BM EA 10477). London.

Lepsius, R. 1842: Das Todtenbuch der Ägypter nach dem hieroglyphischen Papyrus in Turin. Leipzig.

Manassa, C. 2003: The Great Karnak Inscription of Merneptah: Grand Strategy in the 13th Century BC. New Haven.

Naville, E. 1886: Das aegyptische Todtenbuch der XVIII. bis XX. Dynastie. Bd. 2. Berlin.

Peden, A.J. 1994: Egyptian Historical Inscriptions of the Twentieth Dynasty. Jonsered.

Redford, D.B. 2018: The Medinet Habu Records of the Foreign Wars of Ramses III. Leiden– Boston.

Parkinson, R.B. 2004: “The Discourse of the Fowler”: Papyrus Butler Verso (P. BM EA 10274). The Journal of Egyptian Archaeology 90, 81–111.

Piankoff , A. 1944: Le livre des Quererts [2]. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale 42, 1–62.

Piankoff , A. 1945: Le livre des Quererts [3]. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale 43, 1–50.

Safronov, A.V. 2021: Nezamechennaya ikonografi ya “naroda moray” vashasha [The Unnoticed Iconography of the Sea Peoples’ Tribe Weshesh]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 81/1, 5–22.

Сафронов, А.В. 2021: Незамеченная иконография «народа моря» вашаша. ВДИ 81/1, 5–22.

Seidlmaeyr, St. 1998: Epigraphische Bemerkungen zur Stele des Sethnachte aus Elephantine. In: H. Guksch, D. Polz. (Hrsg.), Stationen. Beiträge zur Kulturgeschichte Ägyptens. Rainer Stadelmann gewidmet, Mainz, 363–386.

Westendorf, W. 1999: Handbuch der altägyptischen Medizin. Bd. 1. Leiden–Boston–Köln.