скачать PDF

Аннотация

В области распространения культуры майя насчитывается огромное количество пещер с ритуальной активностью, причем ритуальный интерес к пещерам продолжают проявлять многие современные общины горной Гватемалы и штата Чьяпас, Мексика. Однако не все эти пещеры имеют следы наскального искусства майя. В пещерах майя известны разнообразные изображения и сюжеты, идентифицировать которые практически всегда удается благодаря богатому археологическому материалу и устойчивым иконографическим формам в искусстве Мезоамерики в целом. Большое количество пещерных росписей майя находится в пещерах Юкатана, в основном в области Пуук. Пещерные росписи здесь появляются достаточно рано и соответствуют времени существования первых крупных городов культуры майя (I–III вв. н.э.). Некоторые сюжеты пещерных росписей прослеживаются в монументальной скульптуре горной Гватемалы и Тихоокеанского побережья, где формируются самые ранние сложные вождества региона. Наскальное искусство в пещерах майя включает в себя и отпечатки рук, известные по всему миру, геометрические фигуры и орнаментальные формы, а также сюжеты, связанные исключительно с местными традициями. Среди них такие, как изображения больших голов, черепов и скелетов, божеств, календарных дат, а также сложные многофигурные композиции, которые имеются и на керамических сосудах: это сцены пленения, дворцовые сцены, игра в мяч, некоторые мифологические сюжеты, изображение танцоров и музыкантов. Однако есть пещеры, где наряду с изображениями, которые, без сомнения, принадлежат к культуре майя, присутствуют изображения, иконографически и стилистически отличающиеся от канонов майяского искусства.

Ключевые слова

Мезоамерика, наскальное искусство, пещерные росписи, древние майя, искусство майя.

Сандра Альгимантасовна Хохрякова (Висканта) – младший научный сотрудник Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова РГГУ, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Беляев, Д.Д. 2012: Под сенью Птичьего Божества: формирование идеологии царской власти на Гватемальском нагорье в I тыс. до н.э. Ойкумена 3, 8–22.

Гуляев, В.И. 1972: Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М.

Дэвлет, Е.Г. 2002: Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.

Дэвлет, Е.Г., Острирова, Е.С., Фахри, А.И. 2017: Изображения рук в наскальном искусстве Америки. В сб.: М.А. Дэвлет (ред.), Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства (Тр. САИПИ XI). М.–Кемерово, 10–20.

Ершова, Г.Г. 2000: Фрай Диего де Ланда (Биографическая повесть). Древние майя: уйти, чтобы вернуться (Истоки представлений о модели мира). М.

Кнорозов, Ю.В. 1955: «Сообщения о делах в Юкатане» Диего де Ланда как историко-этнографический источник. В кн.: Ланда де, Д. Сообщения о делах в Юкатане. М.–Л., 3–96.

Хохрякова, С.А. 2019: Проблемы документации наскального искусства Гватемалы на примере пещерного комплекса Нах-Тунич. ПИФК 2, 299–309.

Хохрякова, С.А. 2021: Ритуальные пещерные комплексы древних майя как места памяти. Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения» 1, 81–92.

Brady, J. 1989: An Investigation of Maya Ritual Cave Use with Special Reference to Naj Tunich, Peten, Guatemala. Diss. for the degree of PhD. Los Angeles.

Brady, J. 2000: Cuevas, Peregrinaciones y Arqueologìa. In: Los Investigadores de la Cultura Maya. T. II. Campeche, 220–224.

Grube, N., Schele, L. 1996: New observations on the Loltun relief. Mexicon 18 (1), 11–14.

Mercer, H. 1975: The hill-caves of Yucatá n. New Jersey.

Miller, A.E., Brady, J., Cobb, A., Rowe, M.W. 2002: Results of Radiocarbon Analysis of Rock Painting from the La Cueva de las Pinturas, Guatemala. Mexicon XXIV, 79–81.

Parsons, L. 1986: The Origins of Maya Art: Monumental Stone Sculpture of Kaminaljuyu, Guatemala, and the Southern Pacifi c Coast (Studies in Pre-Columbian Art and Archaeology 28). Dumbarton Oaks.

Proskouriakoff , T. 1950: A Study of Classic Maya Sculpture. Washington.

Schele, L., Grube, N. 2002: Introduction to reading maya hieroglyphs. Notebook for the XVIth Maya Hieroglyphic Forum at Texas. Austin.

Stone, A. 1995: Images from the Underworld: Naj Tunich and the Tradition of Maya Cave Painting. Austin.

Strecker, M. 1981: Exploraciones arqueoló gicas de Teobert Maler en cuevas yucatecas. Boletín de la Escuela de Ciencias Antropológicas de la Universidad de Yucatán 48–49, 20–31.

Strecker, M. 1982: Representaciones de manos y pies en el arte rupestre de cuevas de Oxcutzcab, Yucatán. Boletín de la Escuela de Ciencias Antropológicas de la Universidad de Yucatán 52, 47–57.

Strecker, M. 1984: Cuevas mayas en el municipio de Oxkutzcab, Yucatán (1): Cuevas Mis y Petroglyfos. Boletín de la Escuela de Ciencias Antropológicas de la Universidad de Yucatán, 68, 21–28.

Strecker, M., Stone, A. 2003: Arte Rupestre de México Oriental y América Central. Berlín.

Thompson, E.H. 1897: Cave of Loltun. In: Memoirs of the Peabody Museum of American Archaeology and Ethnology. Vol. 1. Cambridge.

Vogt, E., Stuart, D. 2005: Some Notes on Ritual Cave among the Ancient and Modern Maya. In: J. Brady, K. Prufer (eds.), In the Maw of the Earth Monster. Austin, 155–185.