скачать PDF

Аннотация

Главное содержание рассмотренного этапа – освоение христианского искусства, и основным ориентиром здесь было искусство Византии. Периоды активизации аскетизма в Византии очерчивают хронологические границы актуальности искусства более строгих норм в Древней Руси: вторая половина XI – первая половина XII в. По различным видам искусства наблюдаются стилистически сходные черты, близкие аскетическому направлению: непропорционально-условная передача фигуративных сюжетов, геометризованная передача мотивов растительного и зооморфного орнамента. В конце XI – начале XII в. проявляется классицистическая трактовка фигуративных сюжетов и более криволинейная трактовка орнаментальных мотивов. Рассмотренные произведения стилистически близки, в данное время они составляли ансамбль. Это произведения монументальной живописи и миниатюры, резьбы по камню, кости и дереву; украшения и предметы культа ювелирных техник – перегородчатой эмали, черни, филиграни; художественной обработки металла – чеканки, гравировки, тиснения и литья; золотной вышивки. В этот ансамбль входят произведения с точными датами. Хронологию подкрепляют датированные комплексы древнерусских храмов, время возведения и оформления которых известно. Основу абсолютной хронологии поддерживают дендрохронологические датировки произведений из Новгорода Великого. Не противоречат ей и датированные изделия из культурного слоя других городов и поселений. В результате подкрепляется хронологическая расстановка изделий из кладов. Дальнейшему древнерусскому искусству середины XII в. будут свойственны тенденции к созданию более живого, естественного – более криволинейного изображения во всех видах искусства и ювелирных техниках. Наступит поистине стиль «золотой середины» в древнерусском искусстве.

Ключевые слова

Русь, Византия, декоративное искусство, монументальное искусство, стилистический анализ, сравнительный анализ, параллели.

Наталья Викторовна Жилина – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела средневековой археологии ИА РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Айбабин, А.И., Хайрединова, Э.А. 2021: Византийский костяной гребень X–XI вв. из Керчи. В сб.: Н.В. Жилина (отв. ред.), Средневековые искусства и ремесла. К 90-летию со дня рождения Татьяны Ивановны Макаровой. М., 61–71.

Алексеев, А.В. 2004: Группа памятников древнерусского времени у деревни Хотяжи. В сб: А.В. Энговатова (отв. ред.), Археология Подмосковья. Материалы научного семинара 1. М., 177–192.

Архипова, Е.И. 2007: Архитектурный декор и монументальная пластика Киевской Руси. Конец X – первая четверть XII века. В кн.: А.И. Комеч (отв. ред.), История русского искусства: в 22 т. Т. 1. Искусство Киевской Руси: IX – первая четверть XII века. М., 569–617.

Асташова, Н.И. 1993: Костяные изделия средневекового Смоленска. В сб.: Н.Г. Недошивина (отв. ред.), Средневековые древности Восточной Европы (Тр. ГИМ 82). М., 69–78.

Банк, А.В., Бессонова, М.А. (ред.) 1977: Искусство Византии в собраниях СССР: каталог выставки. T. 1–3. М.

Банк, А.В. 1978: Прикладное искусство Византии IX–XII вв. М.

Баранов, Н.А., Модин, Р.Н., Попов, А.А., Прошкин, О.Л., Терещенко, Е.И. 2019: Селище Скрипино-1: результаты археологических исследований 2013–2014 годов. В сб.: А.В. Энговатова (отв. ред.), Археология Подмосковья. Материалы научного семинара 15. М., 96–131.

Вагнер, Г.К. 1969: Скульптура Древней Руси. М.

Вагнер, Г.К. 1971: Рязань. М.

Гоняный, М.И., Сарачева, Т.Г. 2020: «Только у молодца и золотца, что пуговка оловца»: средневековые изделия из легкоплавких сплавов c территории Устьинского археологического комплекса на Куликовом поле. В сб.: А.В. Энговатова (ред.), Археология Подмосковья. Материалы научного семинара 16. М., 162–201.

Жилина, Н.В. 2010: Зернь и скань Древней Руси. М.

Жилина, Н.В. 2014: Древнерусские клады IX–XIII вв. Классификация, стилистика и хронология украшений. М.

Жилина, Н.В. 2016: Стилистические параллели: ювелирные украшения, архитектурная резьба и живопись Древней Руси. Древняя Русь. Вопросы медиевистики 4. С. 129–142.

Жилина, Н.В. 2019: Древнерусская зернь X – начала XI в. как декоративное искусство. Рождение стилей. Вестник Томского государственного университета 449, 120–134.

Жилина, Н.В. 2020: Основные мотивы византийского растительного орнамента и их роль в христианском искусстве. В сб.: Т.Ю. Яшаева (отв. ред.), Владимирский сборник II. Материалы международной научной конференции «III Свято-Владимирские чтения». Севастополь, 50–69.

Жилина, Н.В. 2021а: Византийский цветок. К истории византийского растительного орнамента. В сб.: Н.В. Жилина (отв. ред.), Средневековые искусства и ремесла. К 90-летию со дня рождения Татьяны Ивановны Макаровой. М., 91–112.

Жилина, Н.В. 2021б: Виноград и лилия. К истории византийского растительного орнамента. Византийский Временник 104, 332–351.

Жилина, Н.В., Макарова, Т.И. 2008: Древнерусский драгоценный убор – сплав влияний и традиций. IX – XIII вв.: Художественные стили и ремесленные школы. М.

Колпакова, Г.С. 2005: Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.

Колчин, Б.А. 1971: Новгородские древности. Резное дерево (САИ Е1–55/2). М.

Кондаков, Н.П. 1896: Русские клады: исследование древностей великокняжеского периода. 1. СПб.

Кондаков, Н.П. 1906: Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века. СПб.

Лазарев, В.Н. 1973: Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М.

Леонтьев, А.Е. 2015: Археологические данные к истории Ростовской епархии. В сб.: Л.А. Беляев, П.Г. Гайдуков (отв. ред.), Города и веси средневековой Руси: археология, история, культура: к 60-летию Николая Андреевича Макарова. М.–Вологда, 45–52.

Лифшиц, Л.И. (отв. ред.) 1996: Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл X –XV века. М.

Лифшиц, Л.И. 2021: О времени создания перегородчатой эмали «Св. Георгий» из Новгорода. В сб.: Н.В. Жилина (отв. ред.), Средневековые искусства и ремесла. К 90-летию со дня рождения Татьяны Ивановны Макаровой. М., 147–156.

Макарова, Т.И. 1975: Перегородчатые эмали Древней Руси. М.

Макарова, Т.И. 1986: Черневое дело Древней Руси. М.

Медынцева, А.А. 2021: Персонифицированный словарь древнерусских мастеров – ювелиров-литейщиков и камнерезов – XI–XIII вв. (с комментариями). В сб.: Н.В. Жилина (отв. ред.), Средневековые искусства и ремесла. К 90-летию со дня рождения Татьяны Ивановны Макаровой. М., 215–248.

Новицька, М.О. 1965: Гаптування в Київскiй Русi (За матерiалами розкопок на територiї УРСР. Археологiя XVIII. Київ, 24–38.

Новицкая, М.А. 1967: Орнаментальная вышивка средневекового Крыма. В сб.: Записки Одесского археологического общества. Т. 2 (35). Одесса, 284–288.

Новицкая, М.А. 1972. Золотная вышивка Кивской Руси. Byzantinislavica 33. Prague, 42–50.

Орлова, М.А. 2007а: Орнамент в живописи конца X – середины XI века. В кн.: А.И. Комеч (отв. ред.), История русского искусства. Т. 1. Искусство Киевской Руси: IX – первая четверть XII века. М., 325–358.

Орлова, М.А. 2007б: Орнамент в живописи второй половины XI – первой четверти XII века. В кн.: А.И. Комеч (отв. ред.), История русского искусства. Т. 1. Искусство Киевской Руси: IX – первая четверть XII века. М., 537–567.

Орлова, М.А. 2012: Орнамент и другие элементы декоративного убранства в живописи середины 1120-х – начала 1160-х годов. В кн.: Л.И. Лифшиц (отв. ред.), История русского искусства. Т. 2. Искусство 20–60-х годов XII века. М., 337–411.

Попова, О.С. 2006: Проблемы византийского искусства. Мозаики. Фрески. Иконы. М.

Романчук, А.И. 1981: Изделия из кости в средневековом Херсоне. В сб.: М.Я. Сюзюмов (отв. ред.), Античная древность и средние века 18. Свердловск, 84–105.

Рибаков, Б.О. 1969: Киïвські колти і віли-русалки. В кн.: В.I. Бідзіль (ред.), Слов’яноруськи старожитності. Киïв, 92–103.

Рыбаков, Б.А. 1971: Русское прикладное искусство X–XIII веков. Л.

Сабурова, М.А. 1997: Древнерусский костюм. В кн.: Б.А. Колчин, Т.И. Макарова (отв. ред.), Древняя Русь. Быт и культура (Археология СССР (Археология) 16). М., 93–109.

Сабурова, М.А. 2012: Находки деталей одежды в Суздальской земле и их значение для изучения русского национального костюма. В сб.: Ю.В. Степанова, Н.В. Жилина (ред.), Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время. Материалы международного научно-образовательного семинара. 2. М.–СПб., 150–158.

Сарабьянов, В.Д., Смирнова, Э.С. 2007: История древнерусской живописи. М.

Седова, М.В. 1981: Ювелирные изделия древнего Новгорода X–XV вв. М.

Седова, М.В. 1996: Изделия новгородских ремесленников-ювелиров X–XV вв. (по данным археологии). Каталог. В кн.: Л.И. Лифшиц (отв. ред.), Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XI–XV века. М., 414–446.

Сергєєва, М.С. 2010: Косторiзна справа у стародавньому Києвi. Киïв.

Спицын, А.А. 1905: Владимирские курганы. ИИАК 15, 84–172.

Стерлигова, И.А. 1996: Памятники серебряного и золотого дела в Новгороде XI–XII вв. В кн.: Л.И. Лифшиц (отв. ред.), Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XI–XV века. М., 26–68.

Стерлигова, И.А. 2000: Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV веков. Происхождение, символика, художественный образ. М.

Стерлигова, И.А. (отв. ред.) 2013: Византийские древности. Произведения искусства IV– XV веков в собрании Музеев Московского Кремля. Каталог. М.

Фехнер, М.В. 1985: Изделия золотного шитья из курганов бассейна р. Ояти. В кн.: Кочкуркина, С.И., Линевский, А.М. Курганы летописной веси X – начала XIII века. Петрозаводск, 204–207.

Фехнер, М.В. 1993: Древнерусское золотное шитье X–XIII вв. в собрании Государственного исторического музея. В сб.: Н.Г. Недошивина (отв. ред.), Средневековые древности Восточной Европы (Тр. ГИМ 82). М., 3–21.

Яшаева, Т., Денисова, Е., Гинькут, Н., Журавлев, Д. 2011: Наследие византийского Херсона. Ч. 1. Севастополь–Остин.

Evans, H.C., Wixom, W.D. (eds.) 1997: The Glory of Byzantium. Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843–1261. New York.

Papanikola-Bakirtzi, D. (ed.) 2002: Everyday Life in Byzantium. Byzantine Hours, Works and Days in Byzantium. Athens.