скачать PDF

Аннотация

В статье анализируются наскальные рельефы ольмекского стиля, происходящие с территории Чьяпаса и датирующиеся среднеформативным временем (X–IV вв. до н.э.), – рельеф из Шока (бассейн р. Цаконеха, департамент Окосинго) и рельефы из Пихихиапана (Тихоокеанское побережье). Изображение на рельефе из Шока, представляющее сверхъестественного персонажа-правителя, несущего в руке сверток со стеблем и початками кукурузы, может быть связано с панмезоамериканским мифологическим мотивом о происхождениикукурузы, которая была скрыта в скале. Рельефы из Пихихиапана изображают различные мотивы, среди которых центральный может быть интерпретирован как получение права на власть от местного женского божества или женщины-прапредка. Предложенные трактовки семантики рельефов из Шока и Пихихиапана вкупе с их местоположением предполагают их связь с ритуальными практиками, отличными от тех, которые известны по археологическим материалам в среднеформативных центрах (Чьяпа-де-Корсо, Ла-Либертад, Ла-Бланка, Наранхо, Каминальхуйю, Эль-Портон, Сейбаль и др.), и были связаны с установкой стел. Ядром концепции стелы была идея обновления власти правителя в ходе календарных церемоний, которые происходили в искусственном ландшафте. Изображение покровителя плодородия на удаленной от поселений скале в Шоке, вероятно, было местом его почитания для более широкой культурной группы, чем обитатели одного вождества или общинного объединения. Скальные выходы в Пихихиапане, очевидно, были священным природным местом, куда вожди приходили для проведения специфических церемоний получения или подтверждения власти.

Ключевые слова

Мезоамерика, среднеформативный период, наскальные рельефы, культ предков, этническая семиотика.

Дмитрий Дмитриевич Беляев – кандидат исторических наук, доцент Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова исторического факультета РГГУ, старший научный сотрудник ИЭА РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Беляев, Д.Д. 2012а: Еще раз к вопросу о социально-политической организации ольмекской культуры. В кн.: Н.Н. Крадин (ред.), Политическая антропология традиционных и современных обществ: материалы международной конференции. Владивосток, 3–29.

Беляев, Д.Д. 2012б: Под сенью Птичьего Божества: формирование идеологии царской власти на Гватемальском нагорье в I тыс. до н. э. Ойкумена 3, 8–22.

Беляев, Д.Д. 2019: Начальные этапы политогенеза на Тихоокеанском побережье юго-восточной Мезоамерики. В кн.: Г.Г. Ершова (отв. ред.), IX Кнорозовские чтения: Древние цивилизации Старого и Нового Света. М., 69–92.

Беляев, Д.Д. 2021: «Пузатые скульптуры» и культ предков на тихоокеанском побережье Юго-Восточной Мезоамерики в позднеформативный период (IV в. до н.э. – I в. н.э.). ПИФК 2, 7–30.

Березкин, Ю.Е., Дувакин, Е.Н. б.г.: Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам: Аналитический каталог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/.

Давлетшин, А.И. 2006: Символы власти в ранней юго-восточной Мезоамерике: текст и иконография на стеле 5 из Абах-Такалика, Гватемала. В кн.: А.А. Бородатова, В.А. Тишков (отв. ред.), Власть в аборигенной Америке. М., 148–172.

Дэвлет, Е.Г. 2000: Художественные изделия из камня индейцев Центральной Америки. М.

Ершова, Г.Г. 2000: Фрай Диего де Ланда (Биографическая повесть). Древние майя: уйти, чтобы вернуться (Истоки представлений о модели мира). М.

Кнорозов, Ю.В. 1963: Письменность индейцев майя. М.–Л.

Хохрякова, С.А., Фахри, А.И. 2017: Об элементах ольмекской иконографии в монументальных памятниках Мексики и Гватемалы. ПИФК 3, 283–297.

Blom, F., Duby, G. 1957: La selva lacandona. Vol. 2. Mexico.

Boggs, S.H. 2011: “Olmec” Pictographs in the Las Victorias Group, Chalchuapa Archaeological Zone, El Salvador. In: J.M. Weeks, J.A. Hill (comp.), The Carnegie Maya III. The Carnegie Institution of Washington Maya Research Program, 1913–1957. Boulder, 407–410.

Cyphers Guillen, A. 1982: The Implications of Dated Monumental Art from Chalcatzingo, Morelos, Mexico. World Archaeology 13, 382–393.

Ekholm-Miller, S. 1973: The Olmec Rock Carving at Xoc, Chiapas, Mexico. Provo.

El bajorrelieve de Xoc, en el Museo Nacional de Antropología. Arqueología Mexicana [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://arqueologiamexicana.mx/mexico-antiguo/el-bajorrelieve-de-xoc-en-el-museo-nacional-de-antropologia

Graham, J. 1982: Antecedents of Olmec Sculpture at Abaj Takalik. In: A. Cordy-Collins (ed.), Pre-Columbian Art History: Selected Readings. Palo Alto, 7–22.

Grove, D. 1968: Chalcatzingo, Morelos, Mexico: A Reappraisal of the Olmec Rock Carvings. American Antiquity 33, 486–491.

Grove, D. 2000: Faces of the Earth at Chalcatzingo, Mexico: Serpents, Caves, and Mountains in Middle Formative Period Iconography. Studies in the History of Art 58, 276–295.

Guernsey, J. 2012: Sculpture and Social Dynamics in Preclassic Mesoamerica. Cambridge.

Guernsey, J. 2020: Human fi guration and fragmentation in Preclassic Mesoamerica: from fi gurines to sculpture. Cambridge.

Inomata, T., Fernandez-Diaz, J.C., Triadan, D. et al. 2021: Origins and spread of formal ceremonial complexes in the Olmec and Maya regions revealed by airborne lidar. Nature Human Behaviour 5, 1487–1501.

Joralemon, D. 1971: A Study of Olmec Iconography. Washington.

Lowe, G. 1994: Comunidades de Chiapas relacionadas con los Olmecas. In: J.E. Clark (ed.), Los Olmecas en Mesoamérica. México, 113–127.

Miles, S. 1965: Sculpture of the Guatemala-Chiapas Highlands and Pacifi c Slopes, and Associated Hieroglyphs. In: Handbook of Middle American Indians. Vol. 2. Archaeology of Southern Mesoamerica. Austin, 237–275.

Miller, M.E. 2019: The Art of Mesoamerica. From Olmec to Aztec. London.

Navarrete, C. 1969: Los relieves olmecas de Pijijiapan, Chiapas. Anales de Antropologia VI, 183–195.

Navarrete, C. 1974: The Olmec Rock Carvings at Pijijiapan, Chiapas, Mexico and Other Olmec Pieces from Chiapas and Guatemala. Provo.

Orrego Corzo, M., Schieber de Lavarreda C. 2001: Compendio de monumentos expuestos en Tak´alik Ab´aj. En: J.P. Laporte, A.C. Suasnávar y B. Arroyo (eds.), XIV Simposio de Investigaciones Arqueológicas en Guatemala, 2000. Guatemala, 786–806.

Paredes, F. 2014: La Zona Nuclear de las Cabezas de Jaguar durante el Preclásico tardío. Identidades. Revista de ciencias sociales y humanidades 8, 153–169.

Parsons, L.A. 1986: The Origins of Maya Art: Monumental Stone Sculpture of Kaminaljuyu, Guatemala and the Southern Pacifi c Coast. Washington.

Stuart, D. 2010: Shining Stones: Observations on the Ritual Meaning of Early Maya Stelae. In: J. Guernsey, J.E. Clark, B. Arroyo (eds.), The Place of Stone Monuments: Context, Use and Meaning in Mesoamerica’s Preclassic Tradition. Washington, 283–298.

Taube, K. 1996: The Olmec Maize God: The Face of Corn in Formative Mesoamerica. Res: Anthropology and Aesthetics 29/30, 39–81.

Taube, K. 2004: Olmec Art at Dumbarton Oaks. Washington.

Wolley, C. 2002: Compendio de petrograbados y monumentos con depresiones de Tak´alik Ab´aj (antes Abaj Takalik). In: J.P. Laporte, H. Escobedo, B. Arroyo (eds.), XV Simposio de Investigaciones Arqueológicas en Guatemala, 2001. Guatemala, 365–377