скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена основным особенностям изображений майяского костюма и причесок, представленных на терракотах майя I тыс. н.э. Описана вариативность модельного ряда мужской и женской одежды. Мужские элементы одежды на фигурках в основном представлены набедренными повязками, юбками, «жилетами», накидками, плащами, рубахами, штанами. Отдельно описаны специализированные предметы костюма (стеганая броня, хомуты для игроков в мяч и пр.). Дана характеристика основных предметов женской одежды с их подробным описанием. В первую очередь, это уипиль, юбки и платья. Проанализированы особенности изображения и способы ношения одежды с учетом социального статуса представителя майяского общества и (или) рода его деятельности. Выявлены различия в костюмах и отдельных предметах одежды, их назначении и возможном функционале. Большое внимание уделено анализу головных уборов и причесок, которые являлись органичным составляющим элементом целостных образов. На основе фигурок с острова Хайна выделены основные типы, подтипы и варианты подтипов причесок с детальной прорисовкой. Представлено краткое описание базовых значений выделенных типов, подтипов и вариантов мужских и женских причесок с указанием количественного и процентного их преобладания на фигурках представленной выборки. На основе анализа терракотового материала сделаны выводы о существенной взаимосвязи между одеждой изображенного персонажа и его половой принадлежностью, родом занятия и статусом.

Ключевые слова

майя, терракота, фигуративная пластика, костюм, прическа.

Ирина Юрьевна Демичева – кандидат исторических наук, эксперт научного центра НИУ РАНХиГС, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-5006-0365

Halperin, C.T. 2014: Maya fi gurines. Intersections between State and Household. University of Texas Press. Austin.

Halperin, C.T. 2016: Textile Techné: Classic Maya Translucent Cloth and the Making of Value. In: C. Costin (ed.), Making Value, Making Meaning: Techné in the Pre-Columbian World. Dumbarton Oaks Research Library and Collection, Washington, D.C., 431–463.

Hellmuth, N. 2012: The Continuing Search for Original Mayan Cotton. Sacred Animals and Exotic Tropical Plants. FLAAR Reports on Mayan archaeology Iconography publications books. 34–35, http://www.maya-archaeology.org/FLAAR_Reports_on_Mayan_archaeology_Iconography_publications_books_articles/39_Original_Mayan_cotton_Revue_2012-02.pdf

Kerr, J. 1992: The Maya Vase Book: A Corpus of Rollout Photos of Maya Vases. Vol. 3. New York, Kerr Associates.

Parmington, A. 2000: Title Classic Maya Costume, Status and Subsidiary Offi ce of “Sahal”. A Study of Costume and Status in Classic Maya Monumental art, An Iconographic Analysis. Thesis submitted as part of the Final Honours Examination in the Department of Archaeology. Latrobe University.

Piña, R.C. 1968: Jaina. La casa en el agua. México.

Rands, R., Rands, B. 1965: Pottery fi gurines of Maya Lowlands. Archaeology of Southern Mesoamerica. Vol. 1 Р. 2. Austin.

Robertson, M.G. 1985: “57 Varieties”: The Palenque Beauty Salon In: E. P. Benson (ed.), Fourth Palenque Round Table. 1980. San Francisco, 29–44, https://www.precolumbia.org/pari/ publications/RT06/029-Robertson.html

Tremain, C.G. 2017: A Study of Dress and Identity in the Late Classic Maya Court. A thesis Submitted to the faculty of graduate studies in partial fulfi lment of the requirements for the degree of doctor of philosophy graduate program in archaeology. Alberta.

Tremain, C.G. 2020: Research Report: Translucent Textiles of the Ancient Maya: Insights from a Museum Collection. Dress 46 (2), 103–113.

Willey, G.R. 1972: The artifacts of Altar de Sacrifi cios. Vol. 64 № 1. Peabody Museum of Archaeology and Ethnology. Massachusetts.