скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о назначении «длинных генеалогий», под которыми понимаются встречающиеся в текстах частных памятников списки родословных египетских сановников в более чем четыре поколения. «Длинные генеалогии» египетских вельмож неоднократно рассматривались в предшествующей научной литературе по отдельности, однако в едином ключе сама практика создания подобных родословных рассматривалась лишь в одной работе К. Янсен-Винкельна. Однако вне внимания ученого был оставлен тот факт, что в период правления XXVI династии памятники с «длинными генеалогиями» встречаются лишь в годы правления царя Псамметиха I и после столетнего перерыва в практике создания длинных родословных появляются вновь при Амасисе и при персидских царях. Для выявления причин прекращения и последующего возрождения традиции создания «длинных генеалогий» рассмотрен вопрос об их назначении и различии в применении данных памятников. Для памятников, содержащих «длинные генеалогии», выявлено общее: употребление в качестве памятников, обеспечивающих культовое почитание всех членов рода. Однако в конце Саисского времени данные памятники приобретают еще одно назначение, а именно обосновывают права египетских жрецов на занятие определенных должностей и связанные с ними доходы с земельных наделов. Подобное дополнительное назначение обусловлено изменениями в политике правителей Египта по отношению к храмам: в ходе проведенных Амасисом реформ государственные дотации храмам были существенно сокращены. Персидские цари продолжили политику саисских царей по сокращению автономии храмов, что привело к изменению в экономическом положении жрецов. Возрождение «длинных генеалогий» связано со стремлением жрецов обосновать свои права на владение определенными должностями, опираясь на наследственный принцип, который к тому же был весомым в глазах жреческой корпорации.

Ключевые слова

Древний Египет, частные памятники, «длинная генеалогия», Первое персидское владычество, саисское время, жречество.

Денис Александрович Изосимов – аспирант кафедры истории древнего мира МГУ им. М.В. Ломоносова, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Barguet, P. 1953: La stele de la famine, à Séhel. Le Caire. (BdE XXV).

Berlev, O.D., Khodzhash, S.I. 2004: Skul’ptura Drevnego Egipta v sobranii Gosudarstvennogo muzeia izobrazitel’nykh iskusstv imeni A.S. Pushkina. Katalog [Sculpture of Ancient Egypt in the collection of Pushkin State Museum of Fine Arts. Catalogue]. Moscow.

Берлев, О.Д., Ходжаш, С.И. 2004: Скульптура Древнего Египта в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог. М.

Bogoslovskiy, E.S. 1983: Drevneegipetskie mastera: Po materialam iz Deir-el’-Medina. [Ancient Egyptian Artisans: Based on Data from Deir-el-Medina]. Moscow.

Богословский, Е.С. 1983: Древнеегипетские мастера: По материалам из Дейр-эль-Медина. М.

Chassinat, E. 1899: Textes provenant du Sérapéum de Memphis. Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assyriennes 21, 56–73.

Chassinat, E. 1900: Textes provenant du Sérapéum de Memphis. Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assyriennes 22, 9–26.

Chassinat, E. 1901: Textes provenant du Sérapéum de Memphis. Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assyriennes 23, 76–91.

Chassinat, E. 1903: Textes provenant du Sérapéum de Memphis. Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assyriennes 25, 50–62.

De Meulenaere, H. 1976: Le clergé abydien d’Osiris á basse époque. Orientalia Lovanensia Periodica 6/7, 133-151.

Edakov, A.V. 1988: Reformy Amasisa i ikh sud’ba v pozdnesaisskoe vremia [Les réformes d’Amasis et leur destin à l’époque saïsienne tardive]. Vestnik drevnei istorii [Journal of Ancient History] 1, 112–125.

Эдаков, А.В. 1988: Реформы Амасиса и их судьба в позднесаисское время. ВДИ 1, 112–125.

Edakov, A.V. 1993: Obshchestvo i gosudarstvo drevnego Egipta VII–IV vv. do n.e. (politicheskaia struktura, problemy ekonomiki i sotsial’naia organizatsiia obshchestva). [The society and the state of Ancient Egypt in the 7th–4th centuries BC (Political Structure, Economic Problems and the Social Organization)]. PhD Thesis. Saint. Petersburg.

Эдаков, А.В. 1993: Общество и государство древнего Египта VII–IV вв. до н.э. (политическая структура, проблемы экономики и социальная организация общества): дисс. на соискание ученой степени доктора исторических наук. СПб.

El-Sayed, R. 1985: Deux monuments de Musée du Caire. Bulletin de lʼInstitut français dʼarchéologie orientale 85, 173–185.

Griffith, F.L. 1909: Catalogue of the Demotic Papyri in the John Rylands Library, Manchester. Vol. III. Manchester.

Jansen-Winkeln, K. 2014: Inschriften der Spätzeit. Teil IV: Die 26. Dynastie. Wiesbaden.

Jansen-Winkeln, K. 2005: Die Entwicklung der genealogischen Informationen nach dem neuen Reich. In: Genealogie. Realität und Fiktion von Identät. Berlin, 137–145. (Internet-Beiträge zur Ägyptologie und Sudanarchäologie, V).

Josephson, J., Eldamaty, M. 1999: Statues of the XXVth and XXVIth Dynasties. Cairo.

Jurman, C. 2001: Running with Apis: The Memphite Apis Cult as a Point of Reference for Social and Religious Practice in Late Period Egyptian Culture. In: Egypt in Transition. Prague, 224–267.

Kitchen, K.A. 1986: The Third Intermediate Period in Egypt (1100–650 B.C.) Warminster.

Klotz, D. 2004: Replicas of Shu: On the Theological Signifi cance of Naophorous and Theophorous

Statues. In: Bulletin de lʼInstitut français dʼarchéologie orientale 114, 291–338.

Labudek, J. 2010: Late Period Stelae from Saqqara. A Social-Cultural and Religious Investigation. Birmingham.

Ladynin, I.A. 2016: Drevneegipetskie kontseptsii sakral‘nosti tsarskoy vlasti v I tysiacheletii do n.e. [Ancient Egyptian Concepts of Sacredness of the Royal Power in the Ist Millenium BC]. In: “Bogi sredi liudei”: kul’t pravitelei v ellinisticheskom, posteliinisticheskom i rimskom mire. [“Gods Among the People”: The Ruler’s Cult in Hellenistic, Post-Hellenistic and Roman World]. Moscow–Saint Petersburg, 136-173.

Ладынин, И.А. 2016: Древнеегипетские концепции сакральности царской власти в I тысячелетии до н.э. В кн.: «Боги среди людей»: культ правителей в эллинистическом, постэлиинистическом и римском мире. М.–СПб., 136–173. (Тр. исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, 82. Серия II: Исторические исследования, 39).

Ladynin, I.A. 2022: Ptolemey, syn Laga, i zhretsy Buto. «Stela Satrapa’ (Egipetskii muzei, Kair, 22182): ieroglifi cheskii tekst, perevod i kommentarii. [Ptolemy, Son of Lagus, and the Priests of Buto. The Satrap Stela (Egyptian Museum, Cairo, 22182): Hieroglyphic Text, Translation and Commentary]. Moscow.

Ладынин, И.А. 2022: Птолемей, сын Лага, и жрецы Буто. «Стела Сатрапа» (Египетский музей, Каир, 22182): иероглифический текст, перевод и комментарий. М. (Тр. исторического факультета МГУ, 198).

Leahy, A. 1986: The Lybian Period in Egypt: An Essay of Interpretation. Lybian Studies 16, 51–65.

Leahy, A., Leahy, M.L. 1986: The Genealogy of a Priestly Family from Heliopolis. Journal of Egyptian Archaeology 72, 133–147.

Lebedev, M.A. 2014: Slugi faraonov vdali ot Nila. [The Servants of the Pharaoh Far from the Nile]. Saint Petersburg.

Лебедев, М.А. 2014: Слуги фараонов вдали от Нила. СПб.

Munro, P. 1973: Die spätägyptischen Totenstellen. Glückstadt.

Panov, M.V. 2018: Istoriia o semi godakh goloda i bedstvii pri Necherikhete-Dzhosere. [The Story of a Seven-year Period of Hunger and Disaster under Netjerikhet-Djoser]. Ed. 2. Novosibirsk.

Панов, М.В. 2018: История о семи годах голода и бедствий при Нечерихете-Джосере. Новосибирск. (Египетские тексты, Т. IX).

Posener, G. 1936 : La première perse domination en Égypte: Recueil d’inscriptions hiéroglyphiques. Le Caire.

Rittner, R.K. 1994: Dendrite Temple Hierarchy and the Family of Theban High Priest Nebwenenef: Block Statue OIM 10729. In: For His Ka: Essays Offered in Memory of Klaus Bayer. Chicago, 205–226. (Studies in Ancient Oriental Civilization, 55).

Spiegelberg, W. 1914: Die sogenannte Demotische Chronik des Pap.215 der Bibliotheque Nationale zu Paris. Leipzig. (Demotische Studien; VII).

Vittmann, G. 1978: Priester und Beamte im Theben der Spätzeit. Wien.

Vittmann, G. 1998: Der demotische Papyrus Rylands 9. Wiesbaden.

Wildung, D. 1969: Die Rolle ägyptischer Könige im Bewusstsein ihrer Nachwelt. Berlin.