скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена серии остроголовых изображений в головных уборах в виде высоких колпаков или со шпилеобразными навершиями. Изображения представлены монументальной скульптурой, рисунками на стелах, скалах и плитах из захоронений, а также мелкой пластикой. Запечатленные персонажи относятся к эпохе бронзы и созданы представителями окуневской, каракольской, крохалевской, самусьской и, возможно, большемысской культур. На основе принципов компаративной мифологии и структурного анализа композиций предложено истолкование смысловых значений ряда ярких образов, относящихся к кругу окуневских и крохалевских древностей. Выявлено иконографическое соответствие между уникальным изображением с Томской писаницы и фигуркой антропоморфного образа из Туриста-2. Проведена параллель между семантикой пары взаимосвязанных богов-духов окуневской и каракольской культур.

Проведены сравнения мифологических персонажей окуневской и крохалевской культур с образами, представленными в ранневедийских памятниках. Парные персонажи, отличающиеся колпакообразными и параболоидными уборами, соотнесены с ведийской двандвой и образами Митры и Варуны, а также с авестийскими Митрой и Ахурой. Сделан вывод о взаимосвязанной паре функционально схожих верховных богов, вероятно, присущих и раннеокуневскому социуму. С одной стороны, групповые персонажи в колпаковидных головных уборах сопоставлены с обско-угорскими представлениями о подобном облике злых духов, а также менквов. С другой стороны, такие антропоморфные изображения напоминают о группе древнейших ведийских богов Адитьев, восходящих к индоиранской общности, распад которой совпадает с началом окуневской культуры. Кардинально пересмотрена интерпретация известного антропоморфного образа со шпилеобразным навершием на голове и «руками на поясе» как мифологического персонажа с крыльями вместо рук или «крылатого демона».

Ключевые слова

Эпоха бронзы, остроголовые персонажи, окуневская культура, каракольская культура, самусьская культура, крохалевская культура, петроглифы, семантика.

Ковтун Игорь Вячеславович – доктор исторических наук, независимый исследователь, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Басова, Н.В. 2018: Керамика из могильника бронзового времени на поселении Турист-2 в Новосибирске. ПАЭАССТ XXIV, 209–213.

Басова, Н.В., Постнов, А.В., Заика, А.Л., Молодин, В.И. 2019: Предметы мобильного искусства из могильника эпохи бронзы на поселении Турист-2. АЭАЕ 4 (47), 53–65.

Басова, Н.В., Постнов, А.В., Нестеркина, А.Л., Ахметов, В.В., Морозов, А.А. 2017: Результаты охранно-спасательных раскопок на поселении Турист-2 в городе Новосибирске в 2017 году. ПАЭАССТ XXIII, 509–512.

Бобров, В.В. 2010: Большемысская культура. В сб.: М.П. Черная (ред.), Культура как си- стема в историческом контексте: Опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических совещаний. Материалы XV Международной Западно-Сибирской археолого- этнографической конференции. Томск, 110–113.

Бобров, В.В., Молодин, В.И. 2009: Танай-4а. В кн: В.А. Ламин (ред.), Историческая энциклопедия Сибири. С–Я. Новосибирск, 227.

Гиндин, Л.А. I974: Некоторые ареальные характеристики хеттского. II (К балкано-хетто-лувийским изоглоссам в преданатолийский период). Этимология. 1972. M., 149–159.

Дандекар, Р.Н. 2002: От вед к индуизму: Эволюционирующая мифология. М.

Дюмезиль, Ж. 1986: Верховные боги индоевропейцев. М.

Есин, Ю.Н. 2009: Стела с изображением «солнцеголового» божества на реке Туим в Хакасии (К 120-летию экспедиции на Енисей Общества древностей Финляндии под руководством И.Р. Аспелина). АЭАЕ 3 (39), 85–94.

Есин, Ю.Н. 2010: Проблемы выделения изображений афанасьевской культуры в наскальном искусстве Минусинской котловины. В сб.: Н.Ф. Степанова, А.В. Поляков (ред.), Афанасьевский сборник. Барнаул, 53–73.

Есин, Ю.Н. 2012: Древнейшие изображения повозок Минусинской котловины. Научное обозрение Саяно-Алтая 1 (3), 14–47.

Есин, Ю.Н. 2016: Петроглифы окуневской культуры на севере Хакасии. Научное обозрение Саяно-Алтая 1, 85–123.

Заика, А.Л., Басова, Н.В., Постнов, А.В. 2019: Антропоморфная многофигурная композиция из погребения на поселении Турист-2 в Новосибирске. В сб.: М.А. Дэвлет (ред.), Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства (2). М.–Кемерово, 123–130. (Труды САИПИ XII).

Зоткина, Л.В., Басова, Н.В., Постнов, А.В., Колобова, К.А. 2020: Фигурка лося с памятника Турист-2 (г. Новосибирск): особенности технологии и стилистики. АЭАЕ 4 (48). 75–83.

Карьялайнен, К.Ф. 1995: Религия югорских народов 2. Томск.

Кирюшин, Ю.Ф. 2004: Энеолит и бронзовый век южно-таежной зоны Западной Сибири. Барнаул.

Ковтун, И.В. 2013: Предыстория индоарийской мифологии. Кемерово.

Ковтун, И.В. 2020: Хронология главной плоскости Тутальской писаницы. Ученые записки музея-заповедника «Томская писаница» 11. Кемерово. 13–44.

Колобова, К.А., Федорченко, А.Ю., Басова, Н.В., Постнов, А.В., Ковалев, В.С., Чистяков, П.В., Молодин, В.И. 2019: Применение 3D-моделирования для реконструкции облика и функции предметов неутилитарного назначения (на примере антропоморфной скульптуры из материалов могильника Турист-2). АЭАЕ 4 (47), 66–76.

Кубарев, В.Д. 2009: Памятники каракольской культуры Алтая. Новосибирск.

Леонтьев, Н.В. 1978: Антропоморфные изображения окуневской культуры (проблемы хронологии и семантики). В сб.: В.Е. Ларичев (ред.), Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности: Неолит и эпоха металла. Новосибирск, 88–118.

Леонтьев, Н.В., Капелько, В.Ф., Есин, Ю.Н. 2006: Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан.

Липский, А.Н., Вадецкая, Э.Б. 2006: Могильник Тас-Хазаа. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Окуневский сборник. Культура и ее окружение. СПб., 9–52.

Маточкин, Е.П. 2006: Петроглифы Зеленого озера – памятник эпохи бронзы Алтая. АЭАЕ 2 (26), 104–115.

Невелева, С.Л. 1975: Мифология древнеиндийского эпоса (пантеон). М.

Поляков, А.В., Есин, Ю.Н. 2015: Миниатюрные изображения из погребения окуневской культуры на озере Иткуль в Хакасии. АЭАЕ 2 (43), 43–57.

Пяткин, Б.Н., Мартынов, А.И. 1985: Шалаболинские петроглифы. Красноярск.

Савинов, Д.Г. 2019: «Дома духов» в гравировках на каменных плитах из могильника Тас- Хазаа. ПИФК 2, 156–182.

Топоров, В.Н. 1994а: Адитьи. В кн.: С.А. Токарев (ред.), Мифы народов мира. Т. 1. М., 45–46.

Топоров, В.Н. 1994б: Варуна. В кн.: С.А. Токарев (ред.), Мифы народов мира. Т. 1. М., 217–218.

Элиаде, М. 2009: История веры и религиозных идей: от каменного века до элевсинских мистерий. М.

Эрман В.Г. 1996: Адитья. В кн.: М.Ф. Альбедиль, А.М. Дубянский (ред.), Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., 44.

Pyatkin, B.N. 1998: The Shalabolino petroglyphs on the river Tuba (Middle Yenisei). International Newsletter on Rock Art 20, 26–30.