скачать PDF

Аннотация

Литые бляхи в виде всадников «тюркской» традиции, изготовленные из цветного металла, – немногочисленные, но характерные образцы раннесредневековой художественной металлической пластики. Они входят в корпус так называемой торевтики малых форм Центральной Азии, представленной преимущественно декорированными ременными украшениями снаряжения коня и всадника. Плоские бляхи в виде всадников служили, по-видимому, амулетами-оберегами. Такие предметы всегда привлекают внимание и хорошо изучены, часть из них – случайные находки. В настоящей статье анализируются три новых образца из Чуйской долины Северного Притяньшанья. Две бляхи представляют один тип – фигура вооруженного копьем всадника, с щитом-«диском» за плечами, в панцирном доспехе. Детально рассмотрена иконография. Обе бляхи – некачественные отливки с почти стертым изображением, но все же дающие представление о некоем стандарте (каноне) конкретного образа. Они расширяют ареал подобных блях, в целом (включая другие типы блях) характерных для тюркской культурной традиции VI– VIII вв. Качество изображений и отливки рассматриваемых предметов дают основание относить их ко времени конца I или рубежа I–II тыс. Третья бляха – «индивидуальный» экземпляр. Ее сохранность не позволяет определить позу коня (скачущий «в полете»?). Отмечены характерные и для других фигурок «тюркских» всадников иконографические детали. Довольно точно воспроизведена система украшений сбруи коня. В правой руке всадника – камча (плетка), абсолютно новая деталь. Оригинальна попытка мастера изобразить одежду таким образом, что она напоминает панцирный доспех тяжеловооруженных всадников-копьеносцев. Это работа мастера импровизаций, который, возможно, по нескольким известным каноническим образцам пытался создать свой самобытный (отчасти синкретический) вариант. Предположительно бляху можно отнести к началу II тыс. При всех особенностях она отражает некоторые каноны композиции и оформления подобных фигурок и может быть включена в единый корпус изображений всадников «тюркской» традиции Центральной Азии.

Ключевые слова

Металлическая художественная пластика, цветной металл, бляхи в виде фигурок всадников, Чуйская долина, Центральная Азия, раннее средневековье.

Король Галина Георгиевна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник центра палеоискусства ИА РАН, ученый секретарь отдела.

Институт археологии РАН, Москва, Россия

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алёхин, Ю.П. 1998: Курган кимакской знати на Рудном Алтае. В сб.: Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края IX. Барнаул, 201–203.

А.С. [Спицын, А.А.] 1904: Случайные находки близ Семипалатинска. Известия Императорской археологической комиссии 12, 65–75.

Богомолов, Г.И. 1986: Изображения всадников с городища Канка. История материальной культуры Узбекистана 20, 69–78.

Борисенко, А.Ю., Худяков, Ю.С. 2002: Изучение средневековых бронзовых бляшек с изображением всадников в Южной Сибири. В сб.: Ю.Ф. Кирюшин, В.А. Скубневский (отв. ред.), Актуальные вопросы истории Сибири. Барнаул, 102–115.

Борисенко, А.Ю., Худяков, Ю.С. 2007а: Из истории изучения бронзовых бляшек с изображением всадников, относящихся к культурам средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. В сб.: Ю.С. Худяков (отв. ред.), Вооружение и военное дело кочевников Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 99–114.

Борисенко, А.Ю., Худяков, Ю.С. 2007б: Типология бронзовых бляшек с изображением всадников и лошадей на торевтике тюркских кочевников Центральной Азии раннего средневековья. В сб.: В.И. Соёнов, В.П. Ойношев (ред.), Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири 6. Горно-Алтайск, 75–98.

Борисенко, А.Ю., Худяков, Ю.С. 2008: Изображения воинов на торевтике тюркских кочевников Центральной Азии раннего средневековья. Археология, этнография и антропология Евразии 4 (36), 43–53.

Борисенко, А.Ю., Худяков, Ю.С. 2018: Бронзовые бляшки с изображением всадников из Северного Кыргызстана. Археология, этнография и антропология Евразии 46 (3), 100–106.

Вайнштейн, С.И. 1974: История народного искусства Тувы. М.

Волков, В.В. 1965: Гобийский всадник. Новое в советской археологии. (МИА 130). М., 286–288.

Горбунов, В.В., Тишкин, А.А. 2019: Металлические бляхи в виде воинов-всадников из памятника Сростки-I: история изучения, новые сведения и рентгенофлюоресцентный анализ. Теория и практика археологических исследований 2 (26), 179–187.

Горячева, В.Д. 2010: Городская культура тюркских каганатов на Тянь-Шане (середина VI – начало XIII в.). Бишкек.

Древности Таджикистана: Каталог выставки. 1985. Душанбе.

Ставская, Л.Г., Джунушалиева, Г.Д., Плоских, В.В., Лужанский Д.В. (ред.) 2013: Историко-археологический музей КРСУ. Бишкек.

Камышев, А.М. 2008: Введение в нумизматику Кыргызстана. Бишкек.

Киселев, С.В. 1949: Древняя история Южной Сибири. (МИА 9). М.–Л.

Кожемяко, П.Н. 1959: Раннесредневековые города и поселения Чуйской долины. Фрунзе.

Конькова, Л.В. 1996: Дальневосточные бронзы и традиции цветной металлообработки в степной Азии: дисс. … д-ра ист. наук. М.

Король, Г.Г. 2008: Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки. (Труды САИПИ V). М.–Кемерово.

Король, Г.Г. 2015: Культурные влияния в Центральной Азии и на сопредельных территориях рубежа I–II тыс. н.э. (по материалам торевтики малых форм). РА 4. 64–77.

Мажитов, Н.А., Султанова, А.Н. 1994: История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. Уфа.

Михно, П.С., Петри, Б.Э. 1929: Чикойский всадник. Труды секции археологии Института археологии и искусствознания РАНИОН IV, 323–328.

Плотников, Ю.А. 1982: О предназначении литых фигур, изображающих всадников. В сб.: Н.Я. Гущин (отв. ред.), Студент и научно-технический прогресс: материалы XX Все- союзной научной студенческой конференции: История. Новосибирск, 55–59.

Сейдимбеков, А. 1985: Поющие купола: Этюды о красоте. Алма-Ата.

Смагулов, Е.А. 2014: Бронзовый амулет из Сидака. Поволжская археология 1 (7), 206–222. Средняя Азия и Дальний Восток в эпоху средневековья. Средняя Азия в раннем средневековье. 1999. М.

Сунгатов, Ф.А., Юсупов, Р.М. 2006: Бронзовая фигурка всадника с Южного Урала. В сб.: Г.Т. Обыденникова, Н.С. Савельев (отв. ред.), Южный Урал в скифо-сарматское время: сб. ст. к 70-летию А.Х. Пшеничнюка. Уфа, 247–257.

Тэнгэрийн илд (The Sword of Heaven). 2011. Ulaanbaatar. (На монгол. и англ. яз.)

Худяков, Ю.С. 2007: Изображения воинов на торевтике номадов Центральной Азии в эпоху раннего средневековья. В сб.: А.А. Тишкин (отв. ред.), Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. (Труды САИПИ 3). Барнаул, 82–85.

Худяков, Ю.С. 2013: Бронзовые бляшки с изображением всадников с территории Монголии. ВНГУ. Серия: История, филология 12, Вып. 5: Археология и этнография, 206–213.

Худяков, Ю.С. 2014: Бронзовые бляшки с изображением стреляющих всадников из Кыргызстана и Китая. ВНГУ. Серия: История, филология 13, Вып. 4: Востоковедение, 40–49.

Gudrun, J. 2006: Tibetische Amulette aus Himmels-Eisen. Das Geheimnis der Toktschaks / Thog lcags. Rahden.

Egami, N., Mizuno, S. 1935: Inner Mongolia and the region of the Great Wall (Archaeologia Orientalis. Series B; vol. I). Tokyo. (На яп. яз.)

Salmony, A. 1933: Sino-Siberian art in the collection of C.T. Loo. Paris.

Tallgren, A.M. 1917: Collection Tovostine. Helsingfors.